Статья поступила 05.12.2016 г.
Одним из первых проблему вырождения западной культуры поставил в конце XIX в. писатель и психиатр М. Нордау, отнеся к его признакам нравственный релятивизм, повышенную возбудимость, частое состояние душевного бессилия или уныния, отвращение к себе, леность и неспособность к действию, бесплодную мечтательность и склонность к мистицизму, а также готовность самих художников и писателей подчиняться тому или иному лозунгу или «изму» [7. С. 34–42].
Важным показателем этого вырождения, на наш взгляд, стало появление модернизма (авангарда). Приведем несколько примеров. К. С. Малевич (1878– 1935) в молодости работал чертежником, трижды безуспешно поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в своих первых живописных работах находился под влиянием импрессионистов, в 1910-х гг. примкнул к кубофутуристам, позднее разработал собственную манеру беспредметной живописи, назвав новый стиль супрематизмом [1. С. 134]. 15 декабря 1913 г. в Художественном салоне на Марсовом поле открылась выставка 49 его супрематических работ, включая знаменитый «Черный квадрат». В 1916 г. выпустил брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой назвал супрематизм началом новой культуры [8. С. 461]. Как отмечает наш современник М. Кантор, К. Малевич готов был рисовать что угодно, от «Цветочницы» до «Черного квадрата», лишь бы уловить зов актуального [4. С. 397].
М. Ф. Ларионов (1881–1964) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но так и не закончил. Первоначально писал в стиле импрессионизма, в 1910–1911 гг., посетив Париж, увлекся фовизмом, но вскоре создал свой собственный стиль — лучизм, утверждая, что он значительнее кубизма, и протестуя против рабского подчинения Западу. В 1915 г. вместе с женой навсегда уехал во Францию [8. С. 464–465].
В. В. Кандинский (1866–1944) с блеском окончил юридический факультет Московского университета, остался в нем преподавать, но в 1896 г. увлекся импрессионизмом, бросил все и уехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств к Ф. фон Штуку. С 1903 г. поселился в Баварии, где пришел к идее беспредметного искусства. В 1911 г. В. В. Кандинский пишет свою программную работу «О духовном в искусстве» [1. С. 117], в которой, как замечает М. Кантор, он призывал возродить «высшее сознание», присущее первозданному хаосу, над которым не властны правила и законы [4. С. 405]. В 1914 г. возвращается в Россию, но только до конца 1921 г. [1. С. 117].