По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 7.011.3

Вырождение культуры, авангард и отчуждение

Бахитов Станислав Борисович МБОУ «Сургутский профессиональный колледж русской культуры имени А. С. Знаменского», Россия, 628406, Тюменская обл., ХМАО, Сургут, ул. 30 лет Победы, 60, e-mail: baxitova@mail.ru

В статье рассматривается проблема влияния отчуждения на сферу культуры в отражении философских сочинений конца XIX — начала XXI вв. Современное вырождение культуры есть результат этого отчуждения, причиной же является отчуждение труда. Одним из проявлений данного вырождения стал авангардизм, эволюционировавший от «неопасного бунта» к доходному бизнесу.

Литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия. Мастера живописи. 1000 художников от Возрождения до модернизма. — Вильнюс: ИАВ «Bestiary», 2012. — 208 с.; ил.

2. Дарнтон Р. Великое кошачье побоище и другие эпизоды из истории французской культуры / Перевод Т. Доброницкой (введение, гл. 1–4), С. Кулланды (гл. 5–6, Заключение). — М.: Новое литературное обозрение, 2002. — 384 с.

3. Ильин А.Н. Культура общества массового потребления: критическое осмысление: монография / А. Н. Ильин. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2014. — 208 с.

4. Кантор М.К. Медленные челюсти демократии. Статьи и эссе / Максим Кантор. — М.: АСТ: Астрель, 2008. — 495,1 [с].

5. Лифшиц М.А. Почему я не модернист? — М.: Издательство «Искусство — XXI век», 2009. — 606 с.: илл.

6. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Изд. 2-е. Т.42. — С.41–174.

7. Нордау М. Вырождение / Пер. с нем. и предисл. Р. И. Сементковского; Современные французы / Пер. с нем. А. В. Перелышной / Послесл. В. М. Толмачева. — М.: Республика, 1995. — 400 с.

8. Популярная история русской живописи / Автор-сост. Е. А. Конькова. — М.: Вече, 2002. — 512 с., илл. (32 с.)

9. Самосознание европейской культуры ХХ века: Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. — М.: Политиздат, 1991. — 366 с.

10. Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы / Карл Ясперс, Жан Бодрийар. — М.: Алгоритм, 2007. — 272 с.

Статья поступила 05.12.2016 г.

Одним из первых проблему вырождения западной культуры поставил в конце XIX в. писатель и психиатр М. Нордау, отнеся к его признакам нравственный релятивизм, повышенную возбудимость, частое состояние душевного бессилия или уныния, отвращение к себе, леность и неспособность к действию, бесплодную мечтательность и склонность к мистицизму, а также готовность самих художников и писателей подчиняться тому или иному лозунгу или «изму» [7. С. 34–42].

Важным показателем этого вырождения, на наш взгляд, стало появление модернизма (авангарда). Приведем несколько примеров. К. С. Малевич (1878– 1935) в молодости работал чертежником, трижды безуспешно поступал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в своих первых живописных работах находился под влиянием импрессионистов, в 1910-х гг. примкнул к кубофутуристам, позднее разработал собственную манеру беспредметной живописи, назвав новый стиль супрематизмом [1. С. 134]. 15 декабря 1913 г. в Художественном салоне на Марсовом поле открылась выставка 49 его супрематических работ, включая знаменитый «Черный квадрат». В 1916 г. выпустил брошюру «От кубизма и футуризма к супрематизму», в которой назвал супрематизм началом новой культуры [8. С. 461]. Как отмечает наш современник М. Кантор, К. Малевич готов был рисовать что угодно, от «Цветочницы» до «Черного квадрата», лишь бы уловить зов актуального [4. С. 397].

М. Ф. Ларионов (1881–1964) учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, но так и не закончил. Первоначально писал в стиле импрессионизма, в 1910–1911 гг., посетив Париж, увлекся фовизмом, но вскоре создал свой собственный стиль — лучизм, утверждая, что он значительнее кубизма, и протестуя против рабского подчинения Западу. В 1915 г. вместе с женой навсегда уехал во Францию [8. С. 464–465].

В. В. Кандинский (1866–1944) с блеском окончил юридический факультет Московского университета, остался в нем преподавать, но в 1896 г. увлекся импрессионизмом, бросил все и уехал в Мюнхен, где поступил в Академию художеств к Ф. фон Штуку. С 1903 г. поселился в Баварии, где пришел к идее беспредметного искусства. В 1911 г. В. В. Кандинский пишет свою программную работу «О духовном в искусстве» [1. С. 117], в которой, как замечает М. Кантор, он призывал возродить «высшее сознание», присущее первозданному хаосу, над которым не властны правила и законы [4. С. 405]. В 1914 г. возвращается в Россию, но только до конца 1921 г. [1. С. 117].

Для Цитирования:
Бахитов Станислав Борисович, Вырождение культуры, авангард и отчуждение. Вопросы культурологии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: