Статья поступила 27.04.2017 г.
Каждая историческая эпоха характеризуется экономическими, политическими, социальными особенностями, которые проявляются в языке: появляются новые слова, новые значения слов. Советская эпоха нашла своё отражение во многих лексических единицах, в том числе и в словосочетании «советская интеллигенция». Смысловое наполнение этого понятия формировалось в процессе чередования исторических периодов с различными социокультурными условиями.
Слово «интеллигенция» имеет латинские корни. В русском языке первоначально оно употреблялось в значении «разумность, сознание, деятельность рассудка» [18]. Имеются также сведения, что в XVIII в. в русском языке это слово употребляется в значении «соучастие, сговор» [11].
Считается, что в качестве собирательного существительного в значении «высокообразованные люди» данный термин сначала появился в русском языке, а затем в европейских [17]. Однако есть сведения, что в польском слово «интеллигенция» в собирательном значении появилось раньше, чем в русском [18].
Слово «интеллигенция» в собирательном значении в русском языке появляется лишь в конце XIX в., что связано с формированием к тому времени соответствующего социального слоя в обществе. До середины XIX в. в справочных изданиях термин «интеллигенция» в этом значении отсутствует [3], [19]. Высокообразованные люди, интеллектуалы, несомненно, присутствовали в российском обществе и до XIX в. Однако вряд ли можно говорить о наличии социального слоя таких людей до XIX в. Это были отдельные выдающиеся личности.
XIX в. для России оказался веком значительных перемен во всех сферах жизни общества, особенно вторая половина XIX в. В государстве проводятся реформы в различных отраслях хозяйства. В 60-х — 70-х гг. идёт интенсивный процесс индустриализации страны. В конце века наблюдается подъём фабрично-заводской промышленности, интенсивно развивается мануфактурное производство. В целом к концу века имеет место рост экономики во всех промышленных отраслях. Реформы проводятся и в сфере образования. Открываются новые учебные заведения различного уровня, расширяется сеть начальных народных училищ. В системе образования используется принцип формального равенства в возможности получения среднего образования людьми всех сословий. Образование становится доступным для более широких слоёв населения.