Статья поступила 28.09.2016 г.
В последнее время исследователями предпринимаются попытки применить энактивистскую и телесно-обусловленную методологию для анализа произведений современного искусства.
В кинотеории такие попытки предпринимают Витторио Галлезе, Лаура Маркс, Вивиан Собчак, Дженнифер Баркер [15], в цифровом и интерактивном искусствах Марк Хансен и др. Они выступают против традиции рассмотрения аудиовизуального произведения как текста и исследуют, как смыслы и значения кинофильмов и цифровых произведений складываются благодаря телесной, мускулатурной, висцеральной активности зрителя.
Мультисенсорный и телесный уровень взаимодействия между зрителями и визуальными образами в произведениях кинематографа и фотографии исследует Эллен Эсрок (Ellen Esrock) Она рассматривает случаи, когда зритель, вступая в диалог с произведением, может полностью раствориться в нём, так что перестают ощущаться границы между зрителем и произведением в опыте «соматической переинтерпретации» образов [18. Р. 234].
При том, что этот опыт «слияния» может происходить и досознательно, по мнению исследовательницы, он может и представляться сознанию. Эсрок приводит в пример работу фотохудожника Поля Странда (Paul Strand) под названием «Leaves» (1929). Предлагая всмотреться в прямые линии изображённых на фотографии листьев растений, Эсрок обращает внимание на то, что в некоторых случаях зритель может испытывать ощущение, что «линии проходят через его собственное тело» [18. Р. 237].
Эсрок связывает зрительные ощущения с телесными ощущениями осязания и внутренней плотности. Визуальные качества изображения — текстура, цветовой баланс, настроение, тональные контрасты могут вызывать синестетические ощущения «телесного испытания» произведения.
По мнению Э. Эсрок, зрение и касание — два взаимосвязанных чувства в опыте восприятия: «Будучи направленным на взаимодействие с реальным миром, осязание требует наличия внешнего объекта и зрение предлагает его, чтобы ментально «ощупывать» зафиксированный визуально объект. Но осязание так же поставляет субъективные переживания самого прикосновения. В этом случае ментальное касание стимулируется видимым объектом. Тело осязает видимый объект. Следовательно, это двоякий процесс, когда касание ощущается как само по себе, так и в форме осязания внешнего объекта. Комбинация этих ощущений позволяет преодолеть физическое расстояние между визуально фиксируемым объектом и зрителем, делая осязание видимого объекта субъективным, телесно переживаемым в границах тела субъекта. Воспринимать — это ощущать объект частью себя или иначе, ощущать себя частью объекта» [18. Р. 236].