Статья поступила 27.04.2017 г.
Проблематика, связанная с советским периодом развития отечественной культуры, вызывает сегодня особый интерес. Он обусловлен не только юбилейным характером наступившего 2017 г., но и объективно назревшей потребностью в осмыслении тенденций, определяющих общественное сознание и ценностные ориентиры современных россиян. В то же время, тема советской культуры остается одной из наиболее дискуссионных и слабо разработанных в отечественной науке. Слишком короткая временная дистанция, накал политических страстей, отсутствие четкого понятийного аппарата затрудняют ее научный анализ. Но можно отметить и тенденцию к преодолению этих трудностей: «попытки анализа советской культуры сквозь призму тоталитаризма, идеологизаторства, которыми успешно грешили многие авторы после развала Советского Союза, все более и более явно предстают как дань времени и политическому заказу» [2. С. 162].
Культурные ориентиры советской эпохи включали в себя широкий комплекс идей, в исследовании которых акцент, как правило, делается на социальноэкономических и политических установках. Однако среди них весьма значительную роль играют ценности науки, образования, светской культуры. Они рассматривались как необходимые компоненты и общественного прогресса, и личностного развития. Грандиозный модернистский проект построения нового мира, с одной стороны, предполагал радикальный разрыв с предшествующей культурной традицией. В то же время, он наследовал европейскую просветительскую парадигму, с ее оптимистичной верой в прогресс, разум, науку, торжество гуманизма. Наука, образование, просвещение определяли ценностные ориентиры российской интеллигенции еще с XIX в. и сохранили важнейшее место в отечественной культуре советского времени. В восприятии россиян они воспринимались как неотъемлемая часть культурных идеалов и завоеваний эпохи социализма и, одновременно как элемент классической культуры. Каковы же сегодня их шансы устоять перед натиском массовой культуры, ренессансом религиозных и этнических традиций?