По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Циклическая теория П. А. Сорокина в анализе советской культуры

Макаров Игорь Вячеславович ООО «ГеоКорд». Россия, 105062, Москва, ул. Покровка, 27, стр. 1, офис 1, e-mail: pposp5@mail.ru

Различные дефиниции «советской культуры» полагают, что ей присущ идеал соборности, который как системобразующая характеристика выводит за рамки линейного подхода в развитии «советской культуры» и включает «советскую культуру» в контекст общего развития российской культуры. В статье выдвигается гипотеза определения основных параметров модели «советской культуры» на основе циклической смены суперсистем культуры П. А. Сорокина в последовательности: идеациональная, идеалистическая, чувственная.

Литература:

1. Булавка-Бузгалина Л.А. Советская культура: вектор разотчуждения (философский дискурс). [Электронный ресурс.] URL: http://philh.ru/index.php/ arkhiv-materialov/teksty/119-l-a-bulavka-buzgalina-sovetskaya-kultura-vektorrazotchuzhdeniya-fi losofskij-diskurs (Дата обращения: 01.01.2017).

2. Бокова Я.М. Литературный андеграунд на примере творчества московского поэта-концептуалиста Дмитрия Александровича Пригова // Молодой ученый. — 2015. — № 1. — С. 388–390.

3. Бердяев Н.А. Русская идея: Основные проблемы русской мысли XIX века и начала ХХ века. Судьба России. — М.: ЗАО «Свароги К», 1997. — 240 с.

4. Дебор Г. Общество спектакля / Пер. с фр. C. Офертаса и М. Якубович. — М.: Логос, 1999. — 224 с.

5. Кохановский В.П., Яковлев В.П. История философии. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. — 578 с.

6. Мищенко А.В. О Соборности как понятии духовном, религиозном и философском // Вестник МГТУ. — Том 14. — № 2. — 2011. — С. 319–324.

7. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. [Текст] / П. А. Сорокин, А. Ю. Согомонов. — М., 1992. — 543 с.

8. Сорокин П.А. Социокультурная динамика и эволюционизм. — М., 1996. — 560 с.

9. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. — М., 1996. — 400 с.

10. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. — М., 1993. — 600 с.

11. National Geographic. — № 88. — Январь 2011. — С. 88.

Статья поступила 27.04.2017 г.

Цивилизованный мир пытается противостоять тенденциям глобализации системой охранных мер в отношении своих автохтонных практик, образ которых видит в культуре общностей — национальных или этнических, религиозных или языковых, титульных или коренных малочисленных народах и т. п. — их разнообразии и устойчивом развитии культуры как залоге стабильности и безопасности. В связи с этими тенденциями закономерно возникает вопрос о сути «советской культуры» в контексте российской культуры.

Особенностью сегодняшнего дискурса феномена «советская культура» является концепт классового характера культуры в парадигме формационного развития. Согласно данному концепту, Советы предприняли попытку воплотить в жизнь великие идеалы просветительского гуманизма — свободу, равенство, братство, счастье, солидарность. То, что не удалось сделать западному миру, следующему по буржуазно-капиталистическому пути, решила совершить Советская Россия, избрав пролетарско-социалистический путь развития. При этом «советская культура» как исторический феномен рассматривается в резко противоположных коннотациях:

1. «Не просто некоторое слагаемое мирового культурного процесса», а как «особая конкретно-историческая форма всемирной культуры» [1].

2. Вырванная из историко-культурного процесса люмпен-пролетарская культура партийного диктата. К этой же категории относится определение «советской культуры» как культуры военных, люмпенов и культуры лагерей.

Если по сути «советской культуры» мнения расходятся, то завершение данного периода российской культуры мыслится однозначно: доминантный пролетарский классовый характер всей жизни советского общества, игнорирование частной собственности и, как следствие этих доминант, пренебрежение индивидуальностью атомарной личности привел, в конечном итоге, к краху советской социалистической системы и возврату на путь буржуазно-демократического развития. Заметим, что субъектно «советская культура» с ее ценностями и сверхценностями остается частью современной российской культуры.

Для Цитирования:
Макаров Игорь Вячеславович, Циклическая теория П. А. Сорокина в анализе советской культуры. Вопросы культурологии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: