Статья поступила 24.03.2017 г.
Флешмоб исследуется чаще всего в политическом аспекте [26], особенно, в связи с молодёжными движениями [20], где рассматривается возможность управления ими в целях невидимого «центра» [2], прикрываясь развлекательно-игровой мотивацией. Украинский исследователь признаёт т. н. «оранжевую революцию» следствием сочетания разных типов флешмобов [2]. Мы видим в флешмобе отчётливые признаки театрализации как виртуальной реальности, целенаправленно создаваемой [8]. Сегодня, когда остро встаёт вопрос управления массовыми настроениями, важно знать какие энергии бурлят в массовом организме, занятом активным творчеством или его созерцанием.
Театрализация имеет дело с массой людей, собравшихся для зрелища, — с толпой. Фундамент изучения толпы, в том числе и художественной, был заложен Гюставом Лебоном и Габриелем де Тардом. Лебон рассматривал театрального зрителя как образчик толпы, жаждущей внушений, преувеличений, эмоциональных воздействий и погружений в состояние восторга [10]. Тард на основе изучения театральной публики дал свою классификацию толп: ожидающая, внимающая, манифестирующая и действующая, полагая, что и сама театральная, как и всякая внимающая толпа, служит сама себе зрелищем [19]. В 20-е — 30-е гг. ХХ в. своё отношение к активизировавшейся «массе» изложил Хосе Ортега-и-Гассет [13]. Зигмунд Фрейд предложил понимание истоков поведения толпы на основе драматических взаимоотношений отца и сыновей в первобытной общине [22]. Роберт Парк исследовал различие между «массой» и «толпой» [15]. Герберт Блумер главными характеристиками массы как аудитории признавал анонимность и изолированность её членов [1]. Дэвид Рисмен изучал «толпу» как «массу одиноких» лиц, «управляемых извне» [18]. Серж Московичи соотнёс толпу со зрительской аудиторией, внушающие приёмы её вождя — с приёмами оратора и актёра, указал на значимость для толпы символов, мобилизующих толпу на манифестациях, демонстрациях, военных шествиях или политических съездах, отметил наличие «колдовской» силы слова, посредством которого вождь приобретает демоническую власть над толпой [11].