По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791;791.9

Энергия русского флешмоба как театрализованного творчества масс

Коптев Лев Николаевич Россия, 194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, 6, кв. 23, e-mail: alconost2004@mail.ru

В статье рассматриваются движущие силы театрализации, среди которых особо выделяется энергия сакральных переживаний. На материале песенного флешмоба, идущего по Украине, России и за рубежом, обнаруживается иррациональная притягательность образа Советского Союза. Синкретизм социальной, политической, нравственной, сакральной энергий вызывает мощный всплеск массового творчества, способного преодолеть возникающие препятствия.

Литература:

1. Блумер Г. Коллективное поведение / Пер. Д. Водотынского // Американская социологическая мысль: Тексты / Сост. Е.И. Кравченко; под ред. В. И. Добренькова. — М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 90–115.

2. Брязкун В. Флешмоб: развлечение для молодежи или способ управления людьми? [Электронный ресурс.] / В. Брязкун // Официальный сайт Всеукраинской молодежной общественной организации «Союз обдарованої молоді”. — URL: http://www.som.org.ua/fl eshmob.html (Дата обращения: 01.01.2017).

3. Васильченко А.В. Герольды «Наследия предков» / Андрей Васильченко. — М.: Вече, 2011. — 304 с.

4. Вишневский И. Мы живы, мы здесь // Завтра. — 2016. — № 49 (1201). — С. 2.

5. Гиро П. Быт и нравы древних греков: [перевод с французского] / Поль Гиро. — Смоленск: Русич, 2000. — 618, [1] с.: ил.; 21 см. — (Популярная историческая библиотека).

6. Гудрик-Кларк Николас. Оккультные корни нацизма: тайные арийские культы и их влияние на нацистскую идеологию. [Перевод]. — СПб: АО «Евразия», 1995. — 242 с.

7. Иванов В.И. Множество и личность в действе / В. И. Иванов // Из истории советской науки о театре. 20-е годы. — М., 1988. — С. 19–20.

8. Коптев Л.Н. Виртуальная реальность театрализации // Вопросы культурологии. — 2016. — № 8. — С. 52–59.

9. Коптев Л.Н. Флешмоб как новый вид массовой театрализации // Сфера сервиса в социологическом измерении. Сборник материалов II межрегиональной научно-практической конференции 30 октября 2014 г. / Под ред. профессора Р. А. Костина, доцента Бояркиной С.И. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2014. — С. 93–97.

10. Лебон Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. — СПб.: Макет, 1995. — 311 с

11. Московичи Серж. Век толп. [Электронный ресурс.] URL: http://royallib.ru/book/ moskovichi_serg/vek_tolp.htm (Дата обращения: 01.01.2017).

12. Неизвестный автор. Культ Разума во времена Французской революции. [Электронный ресурс.] URL: http://www.teopolitika.ru/index.php?option=com_ content&view=article&id=141:2010–09–27–14–06–07&catid=8:2009–02–04–13– 08–32&Itemid=10 (Дата обращения: 01.01.2017).

13. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс; Дегуманизация искусства; Бесхребетная Испания / Хосе Ортега-и-Гассет; [пер. с исп. А. М. Гелескул и др.]. — М.: АСТ: АСТ Москва, 2008. — 348, [1] с.

14. Отто Рудольф. Священное. Об ир ра ци ональ ном в идее бо жес твенно го и его со от но шении с ра ци ональ ным. [Электронный ресурс.] URL: http://detectivebooks.ru/book/fb2/26238252/?key=j74thuvrtpjm4545hvn4m5 fcg6 (Дата обращения: 01.01.2017).

15. Парк Р. Избранные очерки: Сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. науч.информ. исслед. отд. социологии и социал. психологии; сост. и пер. с англ. В. Г. Николаев; отв. ред. Ефременко Д.В. — М., 2011. — 320 с.

16. Пруссаков В.А. Оккультный мессия и его рейх. — М.: Мол. Гвардия; Шакур — 2, 1992. — 237 с.

17. Рейнгольд Г. Умная толпа: Новая социальная революция. — М.: ФАИРПРЕСС, 2006. — 416 с. [Электронный ресурс.] URL: http://knigosite.org/library/ books/18657 (Дата обращения: 01.01.2017).

18. Рисмен Д. Одинокая толпа. 1950 // [Электронный ресурс.] URL: http://www. onlinebiblioteka.eu.pn/devid-rismen-odinokaya-tolpa-skachat-knigu.php (Дата обращения: 01.01.2017).

19. Тард Г. Общественное мнение и толпа / Г. Тард. Перевод с французского под редакцией П. С. Когана. — М.: Изд-во Т-ва типографии А. И. Мамонтова, 1902. Институт психологии РАН, Издательство «КСП+» 1999. [Электронный ресурс.] URL:

20. http://bib.convdocs.org (Дата обращения: 01.01.2017).

21. Федорченко С.Н. Политический флэшмоб как отражение проблем современной молодёжи: анализ российского и международного опыта // Материалы II Всероссийской научной конференции. — М.: Научный эксперт, 2012. — С. 134–140.

22. Федорченко С.Н.Политический флэшмоб — предвестник нового общества // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. — 2011. — № 6. — Т.4. — С. 24–30.

23. Фрейд З. Тотем и табу / Зигмунд Фрейд; [пер. с нем. М. В. Вульфа]. — СПб: Азбука, 2012. — 253 с.

24. Хазагеров Г.Г. Конец века толп: телевидение в домашнем контексте / Г. Г. Хазагеров // Российская газета. — 2008. — 13 августа. — С. 7.

25. Холанд Э.Й. Эмоции, идентичность и смерть в традициях Греции и за ее пределами // [Электронный ресурс.] URL: http://tanat.info/yemocii-identichnost-ismert-v-tradicijah-grecii-i-za-ee-predelami-16–10–2013.html (Дата обращения: 01.01.2017).

26. Шевчук И.Н. Флешмоб как модель нового политического действия./ Вiсник Сев НТУ. — 2010. — Вып. 112. — С. 171–173.

27. Ямельницкий О.Я. Политический флешмоб как форма горизонтальной коммуникации // Научные ведомости Белгородского государственного университета. — Серия: История. Политология. — 2013. — Т. 27. — № 15 (158). – С. 154–159.

Статья поступила 24.03.2017 г.

Флешмоб исследуется чаще всего в политическом аспекте [26], особенно, в связи с молодёжными движениями [20], где рассматривается возможность управления ими в целях невидимого «центра» [2], прикрываясь развлекательно-игровой мотивацией. Украинский исследователь признаёт т. н. «оранжевую революцию» следствием сочетания разных типов флешмобов [2]. Мы видим в флешмобе отчётливые признаки театрализации как виртуальной реальности, целенаправленно создаваемой [8]. Сегодня, когда остро встаёт вопрос управления массовыми настроениями, важно знать какие энергии бурлят в массовом организме, занятом активным творчеством или его созерцанием.

Театрализация имеет дело с массой людей, собравшихся для зрелища, — с толпой. Фундамент изучения толпы, в том числе и художественной, был заложен Гюставом Лебоном и Габриелем де Тардом. Лебон рассматривал театрального зрителя как образчик толпы, жаждущей внушений, преувеличений, эмоциональных воздействий и погружений в состояние восторга [10]. Тард на основе изучения театральной публики дал свою классификацию толп: ожидающая, внимающая, манифестирующая и действующая, полагая, что и сама театральная, как и всякая внимающая толпа, служит сама себе зрелищем [19]. В 20-е — 30-е гг. ХХ в. своё отношение к активизировавшейся «массе» изложил Хосе Ортега-и-Гассет [13]. Зигмунд Фрейд предложил понимание истоков поведения толпы на основе драматических взаимоотношений отца и сыновей в первобытной общине [22]. Роберт Парк исследовал различие между «массой» и «толпой» [15]. Герберт Блумер главными характеристиками массы как аудитории признавал анонимность и изолированность её членов [1]. Дэвид Рисмен изучал «толпу» как «массу одиноких» лиц, «управляемых извне» [18]. Серж Московичи соотнёс толпу со зрительской аудиторией, внушающие приёмы её вождя — с приёмами оратора и актёра, указал на значимость для толпы символов, мобилизующих толпу на манифестациях, демонстрациях, военных шествиях или политических съездах, отметил наличие «колдовской» силы слова, посредством которого вождь приобретает демоническую власть над толпой [11].

Для Цитирования:
Коптев Лев Николаевич, Энергия русского флешмоба как театрализованного творчества масс. Вопросы культурологии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: