По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 93

Ключевые принципы советской концепции досуга

Пасенко Станислав Игоревич НЧОУ ВО «Армавирский лингвистический социальный институт», Россия, 352900, Краснодарский край, Армавир, ул. Кирова, 22–24, e-mail: stanislav_pasenko@mail.ru

В данной статье говориться об истории досуга как новом поле для исторических исследований. Обосновывается существование советской концепции досуга, отличной от «западного» взгляда на эту форму бытия человека. Даётся ответ на главный вопрос исследователей советского досуга, а именно: насколько он был управляем?

Литература:

1. Крупская Н.К. О кино // Крупская Н.К. О культурно-просветительной работе: Избранные статьи и речи. — М.: «Советская Россия», 1957. — С. 84–85.

2. Фурин С. По ленинской тропе // Юный натуралист. — 1983. — № 4. — С. 3.

3. Сочи: Документальный фильм из цикла «Советская империя». — М.: Русский сериал, 2007 (60 мин.).

4. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 22. — С. 212.

5. Пятилетка качества: сфера труда и сфера досуга // Клуб и художественная самодеятельность. — 1976 (Июнь). — № 12. — С. 3–5.

6. Кудрина Т.А. Досуг, культура, клуб // Клуб и художественная самодеятельность. — 1976 (Январь). — № 1. — С. 8–9.

7. Программа Коммунистической партии Советского Союза. — М.: Политиздат, 1974. — 130 с.

8. Энергию и творчество масс — на решение узловых задач // Партийная жизнь. — 1984 (май). — № 10. — С. 21.

9. Голубцова Т. Культурно-спортивные комплексы: пора становления // Советы народных депутатов. — 1985 (июль). — № 7. — С. 19.

10. Зимянин М.В. Вопросы организации идеологической, агитационно-массовой работы // Партийная жизнь. — 1985 (январь). — № 2. — С. 19.

11. Саркисянц Г. Забота о человеке — главное в политике КПСС // Партийная жизнь. — 1985 (август). — № 15. — С. 20.

12. Клубным учреждениям, спортивным сооружениям — партийное внимание // Партийная жизнь. — 1985 (сентябрь). — № 18. — С. 63–66.

Статья поступила 27.04.2017 г.

Культура в наибольшей степени, чем какая-либо другая сфера отражает динамику жизни человеческого сообщества в её целостности, дает представление об осмыслении людьми конкретной исторической эпохи, своей роли в социуме, причастности к важнейшим историческим событиям. В свете сказанного становится понятным обозначившийся в последние годы интерес ученых именно к историческому анализу одной из граней культурного процесса — культурно-досуговой деятельности населения нашей страны в ту или иную эпоху. Следует отметить, что специфический взгляд на культурно-досуговую деятельность существовал и в советский период отечественной истории. К анализу советской концепции досуга исследователи только приступают.

С самого начала своего существования советское государство провозгласило для себя кино важнейшим из искусств. Надежда Константиновна Крупская вслед за Владимиром Ильичом Лениным стала уделять внимание культурному отдыху трудящихся посредством кино. В 1927 г. она писала: «Зрительные образы чрезвычайно властны над нами. Поэтому кино является могучим средством влияния на самые широкие массы, в том числе и на подрастающее поколение. Современная техника кинопостановок даёт возможность до чрезвычайности расширять поле наблюдения зрителя. Он может «собственными глазами» увидеть дно морское, недра земли, подняться за облака, попасть в тропический лес, к Северному полюсу и т. п. Современное кино вырывает жителя глухого городишки или заброшенной деревушки из его изолированности, приобщая его к жизни всего человечества. Но кино не только расширяет горизонты, оно — источник глубочайших переживаний. Мы должны широко использовать видовые и научные фильмы европейского и американского кино, но мы должны создать и свои фильмы. Фильм — такое же, только гораздо более могучее орудие строительства социализма, как и книга» [1].

В то же время, в своих письмах к пионерам Н. К. Крупская заметила: «Свободное от занятий время — не значит на спине лежать да в потолок плевать. Свободное от занятий время не только на то употреблять надо, чтобы без конца развлекаться, в кино да в театр ходить. Надоест скоро, приестся. Надо уметь вести широкую, интересную общественную работу — много её и по озеленению улиц, и по благоустройству, и исследовательскую работу, какую ведут юные натуралисты, и шефскую работу надо вести, книгоношескую… Надо только, чтобы это была не заседательская работа, не «нагрузка», а такая общая, коллективная работа, которая увлекает, которая организует» [2].

Для Цитирования:
Пасенко Станислав Игоревич, Ключевые принципы советской концепции досуга. Вопросы культурологии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: