Статья поступила 27.04.2017 г
18–19 ноября 2016 г. в Санкт-Петербурге на базе Балтийского государственного технического университета (БГТУ) «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова при поддержке Российского исторического общества и Академии геополитических проблем прошла конференция «Советская культура в контексте глобальной истории». Немногие научные сообщества решаются обратиться к этой теме: Российский государственный гуманитарный университет и «Чтения по советской культуре» (2008 г., Москва), Уральский федеральный университет (в рамках Х Колосницынских чтений) Всероссийская (с международным участием) научная конференция «Советский социокультурный проект: исторический шанс или глобальная антиутопия» (2015 г., Екатеринбург), 7–8 ноября 2016 г. в Московском педагогическом государственном университете прошла Всероссийская научная конференция «Советское общество: идеи, результаты и оценки». Не жалуют вниманием наше «счастливое детство» и наши уважаемые культурологические сообщества, такие как Российское культурологическое общество и Научно-образовательное культурологическое общество.
То ли отсутствие научного интереса к проблеме, то ли отсутствие гражданского мужества (куда спокойнее в наши неспокойные времена заниматься медиевистикой или постмодерном) довело нас до того, что в популярном интернет-справочнике для студентов мы можем с удивлением прочитать, что советская культура «сложилась на основе культуры военных, люмпенов и культуры лагерей» [10]. Видимо, автор этого пассажа так никогда и не узнал, что творцы Серебряного века издавались в советское время большими тиражами и поэтому именно они формировали сознание, а не люмпены, круг влияния которых не выходил за пределы личного общения люмпенов. А культура лагерей (тюрем) существовала всегда и во всех обществах, но, также как и в советской культуре, занимала маргинальное место. Причем, за тем, чтобы она («культура лагерей») не вышла за пределы узкого круга, тщательно следили идеологические органы, и вышла она в широкие слои населения как раз после окончания советского периода в отечественной культуре: не столько с творчеством В.Шаламова и Е.Гинзбург (которых читал не такой уж широкий круг людей — личное наблюдение и опрос студенческой аудитории за несколько десятков лет), сколько с творчеством А.Новикова (исполнитель, так называемого, русского шансона) и М. Шуфутинского (молодого периода)1.