По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Аналитическая психология К. Юнга и искусство актера: феномен Аркадия Райкина

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации». Россия, 125009, Москва, Козицкий пер., 5, e-mail: nihrenov@mail.ru

Каждый выдающийся художник, в том числе актер, если он к тому же еще и гражданин, испытывает давление, с одной стороны, массы, а с другой стороны, власти. Его творчество предполагает перевод аморфного образования массы, которую обычно именуют публикой, в народ. Но это не столь легкое дело. Нужно, чтобы сама масса этого хотела. Это обстоятельство уже превращает творческую деятельность артиста в драматический акт. Но драматизм в творчестве актера возникает и в его отношениях с властью. Мимо всех этих проблем не прошел и выдающийся актер второй половины ХХ в. Аркадий Райкин.

Литература:

1. Райкин А. Воспоминания. — СПб., 1993. — С. 358.

2. Райкин А. Указ. соч. — С. 391.

3. Райкин А. Указ. соч. — С. 193.

4. Кереньи К. Трикстер и древнегреческая мифология. В кн.: Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. — СПб., 1999. — С. 245.

5. Уварова Е. Аркадий Райкин. — М., 1986. — С. 207.

6. Базаров В. Заколдованное царство // Журнал «Летопись». — 1916. — № 4. — С. 206.

7. Бухарин Н. Культурные задачи и борьба с бюрократизмом // Революция и культура. — 1927. — № 2. — С. 5.

8. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1975. — С. 308.

9. Уварова Е. Указ. соч. — С. 260.

10. Райкин А. Указ. соч. — С. 409.

11. Уварова Е. Указ. соч. — С. 113.

12. Кереньи К. Указ. соч. — С. 264.

13. Райкин А. Указ. соч. — С. 197.

14. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. — М., 1990. — С. 375.

15. Бахтин М. Указ. соч. — С. 371.

16. Бахтин М. Указ. соч. — С. 371.

17. Уварова Е. Указ. соч. — С. 189.

18. Райкин А. Указ. соч. — С. 421.

19. Райкин А. Указ. соч. — С. 393.

Статья поступила 10.01.2017 г.

В Государственном институте искусствознания, который представляет автор данной статьи, пишутся статьи и книги об Аркадии Райкине. Сам Аркадий Исакович тоже бывал в институте. Вспоминается одна из конференций в середине 1980-х гг. Тогда общество было преисполнено сладостными надеждами по поводу будущего и занималось перестройкой. Вместе с А. Райкиным на конференции присутствовали физик Б. Раушенбах, литературовед и публицист Ю. Карякин и другие представители отечественной интеллигенции.

Очевидно (и об этом не стоит даже говорить): Аркадий Райкин был одним из самых популярных актеров у массового зрителя. Но в случае с Райкиным есть очень существенный нюанс. Он касается второго и главного значения понятия «публика», связанного, с одной стороны, с массой, а с другой, с народом. Масса и народ — не одно и то же. Чаще в истории можно наблюдать ситуации, когда народ по воле власти превращается в массу. Народ — это производное от тысячелетней культуры. Масса — это продукт имевшей место в нашей истории последнего столетия тоталитарной идеологии.

Так вот, Райкин — популярный у массы артист. Но он в то же самое время и народный артист. Он народный по своей природе, а не только потому, что у него есть это звание. Это важнее. Но здесь такая закономерность. Чтобы стать народным, обрести статус народного в подлинном смысле этого слова, надо, чтобы тебя сначала признала масса. Нужно начать с популярности у массы. Это обязательное условие последующего восхождения к ауре народности. А вот что означает народность применительно к актеру, нужно еще долго расшифровывать.

У нас сегодня много (особенно в ситуации нашей затянувшейся смуты) популярных актеров. Но всегда ли можно их называть народными? Сейчас легко называют великими и народными тех, кто просто примелькался на телеэкране.

Иногда говорят: искусство театрального актера — нечто эфемерное, его легко забывают, после его смерти ничего не остается. Вот кино — это другое дело. Смотря какого актера! В этом следует разобраться.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Аналитическая психология К. Юнга и искусство актера: феномен Аркадия Райкина. Вопросы культурологии. 2017;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: