Журнал включен в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук, утвержденный ВАК РФ (в редакции, действующей до 30.11.2015 г.) Журнал входит в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) и международную реферативную базу данных ERIH PLUS.
В конце 2017 г. в Национальном исследовательском Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского (Арзамасский филиал) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности». Конференция была организована при финансовой поддержке Фонда «Русский мир» (договор гранта № 1826 Гр/II-177-17).
Главной задачей совершенствования российской государственности на ближайшую перспективу является формирование на ее территории единой национальной общности — россиян. В условиях «конца истории» выживание этносов и культур реалистично только в составе более крупных локальных объединений. В противостоянии глобализации русская и другие нации России должны стремиться к формированию новой глокальной интернациональной целостности. Обсуждаются аргументы за и против развития в этом направлении, возникающие здесь противоречия.
Идентичность рассматривается как сложный феномен, включающий ролевые предписания и статусы. Соответствующие регулятивы составляют ключевые моменты наличной жизненной ситуации индивида, а также его жизненного пути, в том числе планируемого. Вместе с тем данный набор отражает основной репертуар препозиций, образующий социум. В таком качестве совокупность идентичностей выступает в качестве актуального самосознания личности. Анализируются основные архетипы российского исторического сознания и их роль в формировании идентичностей.
В статье рассматривается консолидационный потенциал гражданской идентичности, который может стать основой объединительных социальных, культурных, этнических процессов в современной России благодаря ее специфическим качествам. Данный потенциал может быть использован для формирования целостного идентификационного пространства, объединяющего в себе множественность идентичностей, которой характеризуется современное общество.
Автор размышляет о глобальных проблемах постиндустриального общества, пытается разобраться, чем опасен для современного мира культ денег и почему сегодня в России разрушается гуманитарное образование.
Дана попытка осмысления коллективной идентичности, ставшей в России на рубеже ХХ–ХХI вв. одной из актуальных проблем. Ее острота связана с десакрализацией революции, что можно иллюстрировать научными идеями и художественными образами. На протяжении нескольких десятилетий революция 1917 г. в сознании народа представала в сакральной ауре, оказываясь основой коллективной идентичности. Ее десакрализация становится проблемой, поскольку она приводит к разрушению коллективной и, еще точнее, цивилизационной идентичности. Десакрализация — позитивный процесс, но возникающий как ее следствие распад коллективной идентичности порождает проблемы, связанные с выживанием России как типа цивилизации.
В статье изложено содержание проблемы единства народов России. Названы условия, содействующие и препятствующие соборной интеграции народов. Представлена методологическая модель построения государственно-общественной стратегии единения народов России.
В статье рассматриваются особенности причинно-следственной детерминации российской идентичности и межнационального консонанса (диссонанса) в стране, определяются этнополитические риски (местечковый национализм и державный шовинизм) для российского общества в условиях модернизации, выявляются экономикоцентрические и технократические угрозы либерального праксиса для отечественной идентичности в процессе глобализации, анализируются реформационные последствия в сфере образования для ментальности россиян, намечаются цели и векторы социокультурной политики государства в полиэтническом обществе.
В статье рассматриваются процессы индивидуации или ценностно-смыслового расслоения, которые имеют место в политических образованиях. Намечены дальнейшие направления социально-экономической трансформации; называются угрозы национальной безопасности. В ответ на глобализацию автор призывает к сплочению вокруг надэтнического «российского» проекта гражданственности.
Организация быта, уклад жизни и семейно-родственные отношения представляют первостепенный интерес для исследования языковой картины мира. Предметы быта получают отражение не только в лексике, но и во фразеологическом фонде языка. Именно они являются носителями национального колорита, присущего фразеологии в значительно большей степени, чем лексике.
Творчество самых известных писателей английской современности обусловлено их классическим образованием, идеологической узостью и замечательным художественным чутьем на все актуальное и подлинное. Именно эта факторная «смесь» определяет неповторимое своеобразие и универсальность выдвигаемых ими проблем. Русская культура, которую они пытаются адаптировать к своим целям, помогает обрести их текстам дополнительный художественный объем, но вместе с тем выявляет общность идеологической узости своего восприятия.
В статье отмечается, что анализ нижегородского обрядового текста в диахронии обнаруживает высокий аксиологический статус понятия «честь невесты» в русской народной традиции. Выявляется, что честь невесты в русских говорах Нижегородской области репрезентирована в свадебном обряде акциональным (бить горшки), предметным (блины, яичница), языковым кодами. Доказывается, что честь невесты как лингвокультурологический аксиологический концепт относится к наиболее значимым фрагментам диалектной языковой картины мира, поскольку актуализирует систему ценностей и ориентиров крестьянского энокультурного коллектива, в котором семейные отношения маркировались человеческим сознанием как духовно-социальное и морально-нравственное явление.
В статье используется кросскультурный анализ особенностей героя Достоевского, выраженных в сюжете и образах его романа «Подросток» и «Слова о Пушкине». Подобный подход дает возможность выявить контекстуальную обусловленность центральных идей писателя: «всемирность» и «всечеловечность» русского национального характера, а также закладывает основы компаративистского исследования поэтики художественного текста.