По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.442

Угрозы национальной безопасности России

Тимощук Алексей Станиславович ФКОУ ВО «Владимирский юридический институт ФСИН России», Россия, 600020, г. Владимир, ул. Б. Нижегородская, 67е. E-mail: human@vui.vladinfo.ru

В статье рассматриваются процессы индивидуации или ценностно-смыслового расслоения, которые имеют место в политических образованиях. Намечены дальнейшие направления социально-экономической трансформации; называются угрозы национальной безопасности. В ответ на глобализацию автор призывает к сплочению вокруг надэтнического «российского» проекта гражданственности.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Тарбастаева И.С. Коллективные права этнических общностей: к проблеме правосубъектности в этнонациональной политике / И.С. Тарбастаева // Знание. Умение. Навыки. — 2015. — № 4. — С. 102.

2. Тимощук Е.А. Инструментальный реализм и социокультурная феноменология // Актуальные проблемы социологии культуры, образования, молодежи и управления Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — 2016. — С. 992–997.

3. Кутырев В.А. Как нам (не) глобализовать Россию / В.А. Кутырёв // Единая российская нация: проблемы формирования ее идентичности: сборник статей участников Всероссийской научно-практической конференции (25-27 октября 2017 г.) / Науч. ред. Е.В. Валеева, С.В. Напалков, отв. ред. С.В. Напалков; Арзамасский филиал ННГУ; Фонд «Русский мир». — Саров: Интерконтакт, 2017. — С. 12–14.

4. Кутырев В.А. Конец истории или консервативный поворот? // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. — 2010. — № 4 (20). — С. 205–211.

Фонд «Русский мир» провел в Арзамасе 25–27 октября 2017 г. масштабную научную конференцию, где были четко сформулированы ключевые проблемы актуальной этнополитики, касающиеся не только России, но и любого большого государства, такого как Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, США.

Национальный вопрос в полиэтнических обществах и федеративных государствах отражает вечную философскую трилемму единого, общего и частного. Первейшая антиномия — как сочетаются «собирание земель и народов» и «стремление народов сохранить политическую автономию и социокультурную самобытность»?

Глобализация, центростремительные процессы, уравновешиваются регионализацией, центробежными силами. Глобализация рождает глокализацию, рассредоточение точек сборки всеобщего. При всей разобщенности мировых социокультурных контекстов они все нуждаются друг в друге, поэтому конвергенция/дивергенция контекстов являются диалектической парой: мировой контекст как целое с необходимостью удовлетворяет потребности всех индивидуализированных малых групп. Глокализация — это одновременное протекание процессов глобализации и локализации традиций.

Индустриализация и капитализм открыли возможности быстрому росту богатства, не только индивидуального, но и корпоративного. В XX в. на карте появились десятки новых государств, как следствие, эволюции и капитализации национальных элит. Самый ближайший пример — Украина, продемонстрировавшая, каким образом олигархи и романтики-националисты могут вместе достигать значимых результатов в политике.

По мере отхода от аграрного консервативного общества усиливается индивидуация, процесс ценностно-смыслового расслоения, эксфолиации плана возможностей, доминанты полифуркации над бифуркацией. Индивидуация — это нелинейная антропология и социология. Она означает становление номадического коллективного субъекта, который обнаруживает себя в молниеносных ситуациях одномоментного выбора габитусов, рассыпающихся в следующее мгновение.

Адекватным средством дескрипции ценностно-смыслового самоконституирования традиционных этносов в глобальном контексте выступает феноменологическое понятие «онтопоэзис» (А.-Т. Тименецки), в котором смыкаются природность традиционных культур и их субъективно-эстетическая актуализация (мир как искусство жизни). Динамика онтопоэзиса обслуживает потребность в индивидуации субъектов культуры. Это осуществляется путем умножения, пролиферации смыслов и особенно быстро происходит сейчас, когда бытие традиционных культур протекает в мировом контексте. Онтичность традиционной культуры поддерживается запросами самоидентичности субъектов культуры, их самоотнесением с первичной территорией смыслов своей базовой традиционной культуры [2].

Для Цитирования:
Тимощук Алексей Станиславович, Угрозы национальной безопасности России. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: