По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.723

Российская идентичность и либеральный праксис

Киричек Петр Николаевич ГБОУ ВО «Международный университет природы, общества и человека „Дубна“», Россия, 141982, Московская область, г. Дубна, ул. Университетская, 19. E-mail: kpn54@yandex.ru

В статье рассматриваются особенности причинно-следственной детерминации российской идентичности и межнационального консонанса (диссонанса) в стране, определяются этнополитические риски (местечковый национализм и державный шовинизм) для российского общества в условиях модернизации, выявляются экономикоцентрические и технократические угрозы либерального праксиса для отечественной идентичности в процессе глобализации, анализируются реформационные последствия в сфере образования для ментальности россиян, намечаются цели и векторы социокультурной политики государства в полиэтническом обществе.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Егоров В.К. Философия русской культуры. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 552 с.

2. Куликов В. Курсы выживания по путевке. Как преступников встретили в США российских школьников / В. Куликов // Российская газета. — 2007. — 2 августа.

3. Леви-Стросс К. Путь масок. — М.: Республика, 2000. — 399 с.

4. Лессинг Г. Цит.: Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. — М.: Мол. гвардия, 1977. — 624 с.

5. Солженицын А.И. Россия в обвале. — М.: Русский путь, 2009. — 208 с.

6. Шилина С.А. Управленческий дискурс: роль в производстве коммуникативных отношений государства и общества / С.А. Шилина // Казанская наука. — 2011. — № 9. — С. 253–255.

7. Эйнштейн А. Цит.: Воронцов В.В. Симфония разума. Афоризмы и изречения отечественных и зарубежных авторов. — М.: Мол. гвардия, 1977. — 624 с.

Так, увы, случилось: на глобальный вызов современности, выпавший на долю России в Новейшее время, с ее стороны последовал весьма невнятный с позиции ее интересов духовно-практический ответ. Его суть свелась к широкой проповеди и интенсивной селекции в стране основ либерального фундаментализма, озабоченного, прежде всего, материальными интересами элиты — властителей и олигархов, а также конвейерной переделкой россиян в «граждан мира» американоевропейского покроя, независимо от их этнической принадлежности. В согласии с уроками истории, для исконно гетерогенного общества, каким предстает России с ее 145 отдельными (самостоятельными) народами/этносами, выделенными по итогам переписи населения страны в 2010 г., в числе традиционных приоритетов всегда был, есть и будет национальный вопрос, связанный с народной ментальностью и идентичностью. А этот вопрос двулик, как Янус: на светлой стороне (при межэтническом консонансе) он обещает российскому социуму мир и согласие, а на темной стороне (при межэтническом диссонансе) сулит раздор и конфликт.

В случае готовности общества противостоять возможным аномалиям на этнической почве фактор межнационального риска должен учитываться в адекватных целях и механизмах государственной политики. История показывает: нежелание или неумение власти держать в уме национальный вопрос рано или поздно оборачивается управленческим кризисом с далеко идущими негативными последствиями. Даже малейшее пренебрежение этим вопросом, вроде хорошо известных заявлений о том, что он окончательно решен в нашей стране, оборачивается сначала внутренним межэтническим катаклизмом, а затем крохоборным растаскиванием общей прежде территории по национальным частям, как это случилось с Советским Союзом в конце 80-х гг. прошлого века.

В условиях глобализации мира и модернизации страны держать в уме национальный вопрос и, тем более, его решать — в первую очередь, означает сберегать на личностном (сознательном и подсознательном) уровне российскую идентичность, в ауре которой происходит сейчас противоборство между двумя образами жизни — естественно кристаллизующимся (евразийским, коммунитарным) и искусственно навязываемым (вестернизированным, индивидуалистским) населению страны. Пикантность ситуации состоит в том, что последнее совершается при активном содействии нашей власти, однозначно считающей европеизм и американизм идеальными для подражания образцами общественного жизнеустройства, вопреки давнему утверждению европейца Г. Лессинга: «Ни один народ в мире не одарен какой-либо способностью преимущественно перед другими» [4, с. 34]. Все закономерно: одна социальная крайность — минимизация национального вопроса сменилась другой крайностью — его гиперболизацией, а разумной середины, или «золотого сечения», здесь не нашлось…

Для Цитирования:
Киричек Петр Николаевич, Российская идентичность и либеральный праксис. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: