По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 811.161.1

Честь невесты как ценностно-смысловой концепт лингвокультуры Нижегородского края

Никифорова Ольга Валентиновна ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)» (Арзамасский филиал), Россия, 607220, Нижегородская область, г. Арзамас, ул. К. Маркса, 36. E-mail: snegaovnik@rambler.ru

В статье отмечается, что анализ нижегородского обрядового текста в диахронии обнаруживает высокий аксиологический статус понятия «честь невесты» в русской народной традиции. Выявляется, что честь невесты в русских говорах Нижегородской области репрезентирована в свадебном обряде акциональным (бить горшки), предметным (блины, яичница), языковым кодами. Доказывается, что честь невесты как лингвокультурологический аксиологический концепт относится к наиболее значимым фрагментам диалектной языковой картины мира, поскольку актуализирует систему ценностей и ориентиров крестьянского энокультурного коллектива, в котором семейные отношения маркировались человеческим сознанием как духовно-социальное и морально-нравственное явление.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х т. — М.: Рипол Классик, 2002.

2. Зеленин Д.К. Обзор работ по этнографии восточных славян за 1917–1925 гг. — Этнография — 1927 — № 2.

3. Кагаров Е.Г. Состав и происхождение свадебной обрядности // Сборник Музея антропологии и этнографии АН СССР. — Л.: АН СССР, 1929. — Т. 8.

4. Мищенко Т., Белугина О., Куркина С. Символика женской «почестности» в свадебном обряде жителей Восточного Полесья: акциональный и вербальный аспекты. [Электронный ресурс.] — Режим доступа: http://lib.grid.by/handle/123456789/160637 (Дата обращения: 23.09.2017).

5. Потебня А.А. О мифическом значении некоторых обрядов и поверий: Чтения в Императорском Обществе истории и древностей российских. — М., 1865.

6. Сумцов Н.Ф. О свадебных обрядах, преимущественно русских. — Харьков: Тип-я И.В. Попова, 1881.

7. Трегубова Е.Н. Чести и почести: лингвокультурологический анализ аксиологических концептов свадебного обряда // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. — 2012. — Вып. 36. — С. 111–121.

Диалекты как одна из форм существования национального языка репрезентируют народно-речевую разновидность национальной культуры. Отличительные черты любого типа культуры определяются набором ценностных доминант — наиболее важных для данной культуры концептов, «понятий жизненной философии» (Н.Д. Арутюнова). Мировидение каждого народа складывается в картину мира. Менталитет же общества обусловлен в значительной степени его картиной мира, в которой представлены мировидение и миропонимание людей. Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Человек склонен замечать только те явления и предметы, которые относятся к его представлениям о мире. Возникновение картины мира тесно связано с языком и определяется языком. Язык представляется как специфический признак этноса, как один из элементов, организующих его. Эта организующая способность языка во многом проявляется в особой этноязыковой семантике. Она касается объёма всех тех знаний о мире, которые этнос приобрёл и зарегистрировал в значениях языковых единиц. Формируется мир говорящих на данном языке, то есть языковая картина мира как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике и грамматике. Внешние условия жизни, материальная действительность определяют сознание людей и их поведение и находят отражение в лексических, фразеологических, грамматических средствах языка, то есть язык является посредником, отражателем образа мира, который складывается у людей разных национальностей в процессе постижения ими многообразия мира. Однако самым мощным средством формирования мировидения, средством влияния на сознание и образ мыслей является культура. В рамках культуры людей объединяют народные обряды, сохраняя этнический стереотип поведения в той или иной ситуации и отражая духовную жизнь любой нации как результат её исторического развития. Ярким образцом проявления культуры является свадебный обряд, который хранит в себе рудименты архаических явлений, восходящие к славянским древностям, и специфические черты, присущие только локальной традиции. Этнический облик культуры в конкретный период развития того или иного народа находит своё отражение в языке.

Для Цитирования:
Никифорова Ольга Валентиновна, Честь невесты как ценностно-смысловой концепт лингвокультуры Нижегородского края. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: