По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.01/.09

Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» как художественная концепция русского характера

Фортунатов Николай Михайлович ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)», Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23. E-mail: nmfort@mail.ru

В статье используется кросскультурный анализ особенностей героя Достоевского, выраженных в сюжете и образах его романа «Подросток» и «Слова о Пушкине». Подобный подход дает возможность выявить контекстуальную обусловленность центральных идей писателя: «всемирность» и «всечеловечность» русского национального характера, а также закладывает основы компаративистского исследования поэтики художественного текста.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в десяти томах. Т.8. — М.: ГИХЛ, 1957. — 657 с.

2. Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в десяти томах. Т.10. — М.: ГИХЛ. 1958. — 620 с.

3. Фортунатов Н.М. Ф.М. Достоевский. Принципы характерологии // Фортунатов Н.М., Уртминцева М.Г., Юхнова И.С. // История русской литературы ХIX века. Том 3. Литература конца 19 века. Учебник для академического бакалавриата. Под редакцией Н. М. Фортунатова. 3-е издание, переработанное и дополненное. — М.: Юрайт, 2016. — 273 с.

4. Бальзак Оноре. Собрание сочинений в 24 томах. Т.18. Человеческая комедия. — М.: Издательство «Правда», 1960. — 606 с.

5. Брумфилд Уильям К. Запад и Россия: концепт неполноценности в романе «Подросток» // Роман Ф. М. Достоевского «Подросток»: возможности прочтения. — Коломна: 2003. — С. 87–98.

«Подросток» — один из вызовов Достоевского своим интерпретаторам. Необычный герой, экспрессия стиля, запутанные сюжетные перипетии создавали ощущение хаоса, дисгармонии, дефектов формы. Между тем, это было законченное по своей концепции произведение, где отчетливо сформулирована структура новой типологии характера, открытой и разработанной им, и определены центральные идеи спустя пять лет появившегося Слова о Пушкине, которые принесут ему такие овации и восторги читателей и слушателей, каких ему не удавалось добиться за все время своих безмерных усилий писателяроманиста. Перед нами действительно подросток, занятый поиском самого себя, как это свойственно его возрасту, но у него есть ряд исключительных, присущих только одному ему особенностей. Его постоянно преследует болезненное воспоминание о том, что он внебрачный сын родовитого дворянина и крепостной крестьянки; он одержим болезненной манией не потерять достоинство; импульсивен, вспыльчив, мгновенно загорается и в азарте «куража» совершает самые нелепые поступки. Однако при этом он добр, искренен, а в своей тяге к рефлексии захвачен потоком чувств, где трудно обнаружить какуюто логику; все привыкли к его «последним решениям» и не принимают всерьез ни их, ни его самого. Под влиянием минутного возбуждения он нагромождает одно препятствие на другое, но его ловушки для других всякий раз оказываются коварной западней для него самого, причем накал страстей настолько велик, что он то и дело ловит себя на мысли, что ему «изменяет рассудок» [1, с. 544].

А так как и другие персонажи не уступают Аркадию Долгорукому странностями поступков, то это объясняет возникновение особенной интриги «Подростка», невероятно запутанной, с рядом острых, мгновенных вспыхивающих кульминаций, обрушивающихся на героя и на читателей одна за другой, как удары грома. Здесь нет линейной логики. Предугадать ничего невозможно. С точки зрения европейской литературной традиции, это воспитательный роман, но на русский лад, точнее сказать «на лад» Достоевского.

Для Цитирования:
Фортунатов Николай Михайлович, Роман Ф.М. Достоевского «Подросток» как художественная концепция русского характера. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: