По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 130.2

Эпохи смуты в российской истории и их роль в трансформации коллективной идентичности

Хренов Николай Андреевич ФГБНИУ «Государственный институт искусствознания Министерства культуры Российской Федерации», Россия, 125009, г. Москва, Козицкий пер., 5. E-mail: nihrenov@mail.ru

Дана попытка осмысления коллективной идентичности, ставшей в России на рубеже ХХ–ХХI вв. одной из актуальных проблем. Ее острота связана с десакрализацией революции, что можно иллюстрировать научными идеями и художественными образами. На протяжении нескольких десятилетий революция 1917 г. в сознании народа представала в сакральной ауре, оказываясь основой коллективной идентичности. Ее десакрализация становится проблемой, поскольку она приводит к разрушению коллективной и, еще точнее, цивилизационной идентичности. Десакрализация — позитивный процесс, но возникающий как ее следствие распад коллективной идентичности порождает проблемы, связанные с выживанием России как типа цивилизации.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Берк Э. Размышления о революции во Франции. — М.: Рудомино, 1993. — 45 с.

2. Гуревич А. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. — М., 2013. — 544 с.

3. Кондаков И., Соколов К., Хренов Н. Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты. — М.: Прогресс — Традиция. 2011. — 1024 с.

4. Сорокин П. Социология революции. — М., 2008. — 170 с.

5. Сорокин П. Указ. соч. — С. 141.

6. Топоров В. О ритуале. Введение в проблематику // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. — М., 1988. — 336 с.

7. Бунин И. Окаянные дни. — М. Современник., 1991. — 94 с.

8. Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994. — 184 с.

9. Бунин И. Указ. соч. — С. 43.

10. Топоров В. Московские люди ХVII века. (К злобе дня.) // Philologia slavica. К 70-летию академика Н.И. Толстого. — М., Наука., 1993. — 191 с.

11. Сорокин П. Указ. соч. — С. 127.

12. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. — М.: Айрис Пресс. 2003. — 379 с.

13. Тойнби А. Указ. соч. — С. 381.

14. Тойнби А. Указ. соч. — С. 381.

15. Булдаков В. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. — М.: Росспэн, 1997. — 275 с.

16. Эйзенштейн С. Избранные произведения в 6 т. Т. 6. — М.: Искусство, 1971. — 226 с.

17. Памятники литературы Древней Руси. Конец ХV — первая половина ХVI века. Т. 6. — М.: Прогресс, 1994. — 441 с.

18. Малинин В. Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания. — Киев, 1901. — 134 с.

19. Малинин В. Указ. соч. — С. 425.

В данной статье мы попробуем соотнести две проблемы, которые в последнее время вызывают острый общественный интерес. С одной стороны, это то, что в 2017 г. в России отмечался юбилей революции 1917 года, и, естественно, что это событие не могло не спровоцировать активность исторической памяти, о чем свидетельствуют дискуссии, споры в среде журналистов и политиков, публицистические эссе в прессе. Революция все еще продолжает быть актуальным событием. Многое, что в нашей жизни и истории сложилось на протяжении прошлого столетия всей российской истории ХХ в., порождено именно революцией.

Хотя, как можно было прочитать в учебниках, революция закончилась, развертывалось строительство социализма, уже не за горами оказывался и обещанный Н. Хрущевым коммунизм, но она не закончилась, поскольку провозглашенные ею идеи реализованы не были. В связи с этим нельзя не процитировать любопытное суждение Чжоу Эньлая. Китайский мудрый политик, основатель неоконфуцианства, на вопрос, что он думает о Французской революции, отвечал: еще не пришло время. Возможна такая точка зрения и по поводу русской революции. Она нам ближе.

Теперь по поводу провозглашенных революцией, но нереализованных идей. По этому поводу процитируем уже не восточного, а западного мыслителя — Эдмунда Берка. Недоверие к Французской революции он заявил, что называется, по горячим следам, не спеша разделять оптимистическую шумиху по поводу свершения революции в среде литераторов и публицистов и ставя ее оценку в зависимость от умения и деятельности тех, кто после революции оказался у власти [1]. От их способности воспользоваться провозглашенной во время революции и, собственно, являющейся ее целью — свободой. Именно суждение Э. Берка дает право утверждать, что революция не закончилась взятием Зимнего дворца в октябре 1917 г. и даже с финалом Гражданской войны. Она имела свое продолжение в сталинизме.

Вторая проблема, которой мы попытаемся уделить внимание, связана с неослабевающим интересом к тому, что до некоторого времени оставалось для нас совершенно неведомым, не было даже слова для его обозначения. Это то, что вынесено даже в название нашей конференции. Речь идет о загадочном понятии — «идентичности». Появлением этого понятия мы обязаны научному сообществу. Вообще, интерес к явлению, обозначаемому понятием «идентичность», возник в связи с появлением идей американского психолога Э. Эриксона и, соответственно, с переводом его книг на русский язык. С именем Э. Эриксона связано целое и новое направление в психологической науке — психология идентичности. С некоторых пор это понятие перекочевало в другие научные дисциплины, получая расширительное толкование. Сегодня им пользуются философы, культурологи, политики. Это неудивительно.

Для Цитирования:
Хренов Николай Андреевич, Эпохи смуты в российской истории и их роль в трансформации коллективной идентичности. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: