В данной статье мы попробуем соотнести две проблемы, которые в последнее время вызывают острый общественный интерес. С одной стороны, это то, что в 2017 г. в России отмечался юбилей революции 1917 года, и, естественно, что это событие не могло не спровоцировать активность исторической памяти, о чем свидетельствуют дискуссии, споры в среде журналистов и политиков, публицистические эссе в прессе. Революция все еще продолжает быть актуальным событием. Многое, что в нашей жизни и истории сложилось на протяжении прошлого столетия всей российской истории ХХ в., порождено именно революцией.
Хотя, как можно было прочитать в учебниках, революция закончилась, развертывалось строительство социализма, уже не за горами оказывался и обещанный Н. Хрущевым коммунизм, но она не закончилась, поскольку провозглашенные ею идеи реализованы не были. В связи с этим нельзя не процитировать любопытное суждение Чжоу Эньлая. Китайский мудрый политик, основатель неоконфуцианства, на вопрос, что он думает о Французской революции, отвечал: еще не пришло время. Возможна такая точка зрения и по поводу русской революции. Она нам ближе.
Теперь по поводу провозглашенных революцией, но нереализованных идей. По этому поводу процитируем уже не восточного, а западного мыслителя — Эдмунда Берка. Недоверие к Французской революции он заявил, что называется, по горячим следам, не спеша разделять оптимистическую шумиху по поводу свершения революции в среде литераторов и публицистов и ставя ее оценку в зависимость от умения и деятельности тех, кто после революции оказался у власти [1]. От их способности воспользоваться провозглашенной во время революции и, собственно, являющейся ее целью — свободой. Именно суждение Э. Берка дает право утверждать, что революция не закончилась взятием Зимнего дворца в октябре 1917 г. и даже с финалом Гражданской войны. Она имела свое продолжение в сталинизме.
Вторая проблема, которой мы попытаемся уделить внимание, связана с неослабевающим интересом к тому, что до некоторого времени оставалось для нас совершенно неведомым, не было даже слова для его обозначения. Это то, что вынесено даже в название нашей конференции. Речь идет о загадочном понятии — «идентичности». Появлением этого понятия мы обязаны научному сообществу. Вообще, интерес к явлению, обозначаемому понятием «идентичность», возник в связи с появлением идей американского психолога Э. Эриксона и, соответственно, с переводом его книг на русский язык. С именем Э. Эриксона связано целое и новое направление в психологической науке — психология идентичности. С некоторых пор это понятие перекочевало в другие научные дисциплины, получая расширительное толкование. Сегодня им пользуются философы, культурологи, политики. Это неудивительно.