В теории чтения, несмотря на ключевую идею постструктурализма о смерти автора, существует феномен авторской идентичности, усиливающий объем произведения и соотносящийся с общим комплексом писательских идей [7.]. Яркий пример такого рода дает творчество современного английского автора Джулиана Барнса, которое не нуждается в популяризации, но пока не окончательно занесено в ранг высокой романной классики.
Такое исследовательское «перепутье» может быть преодолено при изучении вопроса об авторском присутствии, которое выражается не в непосредственной биографичности создаваемых творений, а в виде центрально-стратегических проблем эстетики текста, перекочевывающих из одного произведения в другое и воплощенных в разных структурах. Эти сюжетно-композиционные разработки определенных идей создают энергию повтора и вместе с тем складываются в определенную систему, отражающую особенности авторской идентичности.
Среди разнообразия выпущенных текстов Барнса наблюдаются определенные тематические циклы, создающие на основе отдельных произведений своего рода мегатексты, сходные по разработке общих идей и приемов их воплощения. Такова любовная «трилогия»: «Как все было» (Talking it over, 1991); «Предчувствие конца» (The sense of an ending, 2011); «Одна история» (The only story, 2018). Временной разрыв между ними в двадцать и в семь лет не устраняет их очевидной близости в социально-психологических вопросах «переломной эпохи», как еще называют минувшее тридцатилетие, соединившее ХХ и ХХI столетия. У выделенного романного цикла достаточно отчетливо структурированы черты «воспитательного романа», посвященного «формирующемуся» совершеннолетнему человеку и содержащего в себе как признаки автобиографической прозы, так и свойства современной психологической литературы: «колеблющееся, неустойчивое «я», как это называет Коди Дэлистрой [1]. Но моноцентрический принцип в построении романа воспитания, который, по мнению В.Н. Пашигорева [6], выражается в биографизме и субъективно-лирическом начале, характеризует также упомянутые романы Барнса, и его творчество в целом.