По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 821.111

Английское сознание и русская культура как факторы авторской идентификации (М. Брэдбери, Дж. Барнс)

Фортунатова Вера Алексеевна ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского (Национальный исследовательский университет)», Россия, 603950, г. Нижний Новгород, просп. Гагарина, 23. E-mail: fortunatova2@mail.ru
Ключевые слова: структура, идея, идеологема, реконструкция, мистификация, факторность, идентичность, историчность

Творчество самых известных писателей английской современности обусловлено их классическим образованием, идеологической узостью и замечательным художественным чутьем на все актуальное и подлинное. Именно эта факторная «смесь» определяет неповторимое своеобразие и универсальность выдвигаемых ими проблем. Русская культура, которую они пытаются адаптировать к своим целям, помогает обрести их текстам дополнительный художественный объем, но вместе с тем выявляет общность идеологической узости своего восприятия.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Cody Delistraty. Why the coming-of-age narrative is a conformist lie. [Электронный ресурс]. — URL: https://aeon.co/essays/why-the-coming-of-age-narrative-is-a-conformist-lie (дата обращения 10.10.2017).

2. Барнс Джулиан. Как все было. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2018. — 384 с.

3. Барнс Джулиан. Предчувствие конца. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2017. — 224 с.

4. Барнс Джулиан. Нечего бояться. — М.: Иностранка, Азбука-Аттикус, 2016. — 416 с.

5. Брэдбери М. В Эрмитаж! — М.: Эксмо; СПб.: Домино, 2010. — 544 с.

6. Пашигорев В.Н. Роман воспитания в немецкой литературе ХVIII–ХХ веков. — Саратов: Саратовский ун-т, 1993. — 142 с.

7. Петрова С.А. Авторская идентичность и понятие имиджа в литературе: теоретический аспект // Пушкинские чтения — 2014. Художественные стратегии классической и новой литературы: жанр, автор, текст. Материалы ХIХ Международной научной конференции под общ. ред. В.Н. Скворцова. — СПб.: Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина, 2014. — С. 232–235.

8. Петросова Е.Г. Концепция «английскости» в современном постмодернистском романе (Г. Свифт, П. Акройд): Автореф. дис… канд. филол. наук. — М., 2005. — 24 с.

9. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. — М.: Новое литературное обозрение, 2017. — 616 с.

В теории чтения, несмотря на ключевую идею постструктурализма о смерти автора, существует феномен авторской идентичности, усиливающий объем произведения и соотносящийся с общим комплексом писательских идей [7.]. Яркий пример такого рода дает творчество современного английского автора Джулиана Барнса, которое не нуждается в популяризации, но пока не окончательно занесено в ранг высокой романной классики.

Такое исследовательское «перепутье» может быть преодолено при изучении вопроса об авторском присутствии, которое выражается не в непосредственной биографичности создаваемых творений, а в виде центрально-стратегических проблем эстетики текста, перекочевывающих из одного произведения в другое и воплощенных в разных структурах. Эти сюжетно-композиционные разработки определенных идей создают энергию повтора и вместе с тем складываются в определенную систему, отражающую особенности авторской идентичности.

Среди разнообразия выпущенных текстов Барнса наблюдаются определенные тематические циклы, создающие на основе отдельных произведений своего рода мегатексты, сходные по разработке общих идей и приемов их воплощения. Такова любовная «трилогия»: «Как все было» (Talking it over, 1991); «Предчувствие конца» (The sense of an ending, 2011); «Одна история» (The only story, 2018). Временной разрыв между ними в двадцать и в семь лет не устраняет их очевидной близости в социально-психологических вопросах «переломной эпохи», как еще называют минувшее тридцатилетие, соединившее ХХ и ХХI столетия. У выделенного романного цикла достаточно отчетливо структурированы черты «воспитательного романа», посвященного «формирующемуся» совершеннолетнему человеку и содержащего в себе как признаки автобиографической прозы, так и свойства современной психологической литературы: «колеблющееся, неустойчивое «я», как это называет Коди Дэлистрой [1]. Но моноцентрический принцип в построении романа воспитания, который, по мнению В.Н. Пашигорева [6], выражается в биографизме и субъективно-лирическом начале, характеризует также упомянутые романы Барнса, и его творчество в целом.

Для Цитирования:
Фортунатова Вера Алексеевна, Английское сознание и русская культура как факторы авторской идентификации (М. Брэдбери, Дж. Барнс). Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: