По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 304.444

Консолидационный потенциал гражданской идентичности современного российского общества

Листвина Евгения Викторовна ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», Россия, 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, 83, корп. 12. E-mail: listvamer@yandex.ru

В статье рассматривается консолидационный потенциал гражданской идентичности, который может стать основой объединительных социальных, культурных, этнических процессов в современной России благодаря ее специфическим качествам. Данный потенциал может быть использован для формирования целостного идентификационного пространства, объединяющего в себе множественность идентичностей, которой характеризуется современное общество.

Статья поступила 01.08.2018 г.

Литература:

1. Barth F. Introduction // Ethnic Groups and Boudaries: The Social Organization of Cultural Diff erence / еd. By F. Barth. — Bergen; Oslo; L., 1969. — P. 35.

2. Водолажская Т. Идентичность гражданская / Т. Водолажская // Образовательная политика. — 2010. — № 5–6. — С. 140–142.

3. Дзякович Е.В. Локальные идентичности в контексте социокультурной динамики российских регионов: Автореф. дисс… доктора культурологии. — М.: МГУКИ. 2011. — 40 с.

4. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность / В.Н. Ефименко // Теория и практика общественного развития. — 2013. — № 11. — С. 250–254.

5. Куропятник А.И. Мультикультурализм. Нация. Идентичность (перспективы мультикультурного развития России) // Глобализация и культура: аналитический подход. — СПб., 2003. — С. 126–150.

6. Лисенкова А.А. Современные подходы к определению феномена культурной идентичности / А.А. Лисенкова // Вестник МГУКИ. — 2016. — № 6(74). — С. 26–30.

7. Монастырский Д.В. Гражданская идентичность: теоретические подходы к исследованию и формирующие ее факторы // Гуманитарий Юга России. — 2017. — Том 23. — № 1. — С. 181-188.

8. Павлова О.Д. Идентичность в системе межкультурного взаимодействия // Вестник Челябинского государственного университета. — 2011. — № 30 (245). — Философия. Социология. Культурология. — Вып. 22. — С. 81–84.

9. Садохин А.П. Межкультурная коммуникация. — М.: Альфа-М, ИНФРА-М. 2004. — 288 с.

10. Тишков В.А. Российский народ: история и смысл национального самосознания. — М.: Наука , 2013. — 649 с.

11. Тульчинский Г.Л. Личность как проект и бренд / Г.Л. Тульчинский // Наука телевидения. — 2011. — № 8. — С. 241–255.

12. Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/70284810/#friends#ixzz4sSXvUWn5 (дата обращения 01.07.2018).

13. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». [Электронный ресурс]. — URL: http://base.garant.ru/ 70828330/#ixzz4sjXjPtr7 (дата обращения 01.07.2018).

14. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М.: Прогресс, 1996. — 342 с.

Современная Россия, которая находится на решающем этапе своего развития, стремится к выявлению консолидационных возможностей для укрепления своей социальной и культурной основы. Упрочение этой основы осуществляется представителями различных сфер общества — учеными, преподавателями, политиками, общественными деятелями, гражданами Российской Федерации. Одними из базовых моментов этого поиска можно назвать Указы Президента РФ от 19 декабря 2012 г. № 1666 «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года», от 24 декабря 2014 г. № 808 ««Об утверждении Основ государственной культурной политики». Данные указы обозначают укрепление государственного единства и целостности России, сохранение единого культурного пространства и территориальной целостности России важнейшими, определяющими условиями и залогом существования России как суверенного государства, как стратегию национальной безопасности России [см.: 12, 13].

Оглядываясь на различные исторические периоды российского государства и понимая, что накопленные за это время и устоявшиеся способы взаимодействия являются неотъемлемой частью социального, социокультурного взаимодействия, постараемся рассмотреть, как позитивный опыт и новые политические, социокультурные, глобализационные факторы могут помочь сформировать необходимые пути, действия по укреплению России как единого государства, и что в этом движении может стать приоритетным.

Действительно, когда большое, полиэтничное, поликультурное, экономически неоднородное сообщество стремится к новому уровню своего самосознания, самоопределения, единообразных путей решения многих острых и животрепещущих вопросов быть не может. Общество одновременно стремится и к консолидированному единству, и к сохранению важных для его членов черт, подчеркивающих этническое, культурное, региональное, коллективное, профессиональное, конфессиональное своеобразие, самобытность, что подчеркивается и в указах президента РФ [см.: 12, 13].

Таким образом, можно предположить, что уже обозначенная выше идентичность способна стать одним из таких начал. Но это предполагает существенный вопрос — какая именно идентичность нам важна, и в какой иерархический ряд могут быть выстроены идентичности, которые мы в последние десятилетия выявляем, сохраняем, конструируем, манифестируем? Насколько мы готовы вступать в этнический, культурный, классовый и иной диалог, чтобы определить в действующей реальности интегрирующие приоритеты? Тем более, что, как заметил В.А. Тишков, «все формы современной идентичности находятся в постоянном дрейфе, имеют как конструктивистскую, так и примордиальную природу, пребывают в постоянном соперничестве за собственную приоритетность, но чаще всего имеют множественный и не взаимоисключающий характер» [см.: 10, с. 74].

Для Цитирования:
Листвина Евгения Викторовна, Консолидационный потенциал гражданской идентичности современного российского общества. Вопросы культурологии. 2018;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: