Автор показывает, что сегодня ощущается неудовлетворенность современным высшим образованием, а также всеми осознаваемая необходимость его преобразования в соответствии с требованиями современности. В статье автор отвечает на вопросы: каким должно быть высшее образование в ХХI веке и каким требованиям оно должно соответствовать?
Основатель философии образования Д. Дьюи первым описал кризисные тенденции в развитии образования и поставил цель: подготовить человека к самоопределению в экстремальных ситуациях. Его последователь И. Иллич увидел причины проблем образования в превращении науки в единственный источник истины, в отчужденности человека от стремления к познанию, в его пассивности. П. Фрейре назвал эту ситуацию «дегуманизацией человека» и увидел в ней опасность потери творческих усилий и свободы. Главной причиной кризиса образования он назвал расхождение целей его участников. В данной статье отмечаются тенденции отстранения участников образовательного процесса от обсуждения его проблем, замены учебно-воспитательной деятельности созданием документов, сворачивания самоуправления школ и вузов. Авторы показывают: преодоление этих тенденций невозможно без достижения единства целей всех участников образования.
В статье показано, что историческая задача для Республики Казахстан — создание государственности — решена. Теперь на повестке дня стоит задача перехода от понятия «человеческие ресурсы» к понятию «человеческий капитал». Большую роль в этом процессе, как показывает автор, выполняет образование, которое в условиях экономического, социального и культурного прогресса общества формирует основы главного его ресурса — человеческого капитала, а это не только экономика, техника и производство, а в первую очередь духовно-культурный и интеллектуальный капитал нации. В статье раскрывается важность формирования в Казахстане менеджеров, владеющих современными технологиями управления и модернизации с использованием зарубежного опыта, излагаются основные подходы к формированию управленческих кадров в Национальной школе государственной политики Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан.
В статье показано, что социокультурная ситуация в современной России характеризуется неоднозначностью и противоречивостью: все больше и больше усиливается социальное расслоение в обществе, утрачивается духовная самобытность, продолжает увеличиваться поток низкопробной литературы, кинофильмов, телевизионных передач, музыки. В обществе на смену духовным ценностям, господствовавшим на протяжении длительной истории, утверждаются ценности материального порядка. Автор постулирует необходимость проведения в сфере образования ряда продуманных реформ, направленных на обеспечение ведущего положения России в мировом образовательном пространстве, и показывает, что ряд шагов в этом направлении уже сделан.
В статье обобщаются вопросы, связанные с преподаванием инноватики, новой дисциплины, которая еще не имеет надлежащего учебно-методического обеспечения. Анализируются исторические истоки ее становления.
Статья посвящена осмыслению художественного проектирования культурной среды России. На материале СанктПетербурга прослеживается корреляция художественных институций и культурной среды.
В статье анализируется необходимость развития в компетенциях высшего образования культурных ценностей, включающих в себя понятия личности, этноса, толерантности, креативности. Ценности определяют стратегические ориентиры культуры, необходимые для формирования личности в процессе образования.
В статье рассматривается феномен популяризации знания, который выступает как популярное знание. Автор доказывает операциональность введенного им ранее понятия «поп-наука» и раскрывает ее сущностные черты и выполняемые функции. В статье поп-наука рассматривается как социальный и культурный феномен, который возникает в определенных исторических обстоятельствах — когда потребность в знании становится значительной, а уровень образования падает.
В статье раскрывается содержание идеологии наукометрии, все шире разворачивающейся в последние десятилетия в области администрирования науки. Рейтинги, репутации, индексы цитирования и т.д., как показывают авторы, — это термины, вызывающие неприятный осадок в душе ученых. В статье речь идет о том, что поиск способа просчитать эффективность научной деятельности не столько научных коллективов, но именно отдельных ученых, причем не опираясь на традиционные модели определения авторитетности, основывающиеся на должностях, званиях, узнаваемости трудов авторов, неэффективен. Авторы показывают: некоторые формальные показатели, которые формализуют научные заслуги, заставляют самих исследователей заниматься бюрократической работой по обработке данных собственной деятельности.