Сегодня в наиболее развитых странах мира такие секторы, как образование и наука, наряду с информационными технологиями все чаще выступают основным двигателем качественного роста экономики.
Движение общества в направлении создания «экономики знаний» актуализировало задачу обновления сферы образования и в нашей стране, так как отечественная система образования уже долгое время демонстрирует свою низкую эффективность, что, помимо прочего, проявляется в малом числе технологических инноваций.
Последний мировой экономический кризис неблагоприятно сказался на сфере образования, где сокращение государственного финансирования вузов в части, например, инвестиционных расходов поставило под вопрос те проекты, которые обеспечивали развитие. В условиях сокращения финансирования вузов встала задача использовать имеющиеся ресурсы как можно более эффективно. Одним из возможных путей ее решения может быть смещение приоритетов с традиционных предметов при подготовке, к примеру, экономистов (общие знания в области экономики, финансов, менеджмента) на новые дисциплины, нацеленные на выпуск практически ориентированных специалистов, деятельность которых способна дать стратегический эффект в экономике.
Таких дисциплин не так уж много, и некоторые из них еще находятся в стадии становления. Одной из них является инноватика — новая междисциплинарная область знания, исследующая процессы возникновения и распространения инноваций, их характеристики и «жизненный цикл», а также специфику осуществления инновационной деятельности в разных сферах общественной жизни.
Обычно какая-либо дисциплина становится учебным курсом, пройдя достаточно долгий временной период становления и теоретического оформления, после чего она обрастает учебными и методическими пособиями.
С инноватикой дело обстоит иначе. Во многих университетах промышленно развитых стран этот курс уже читается (под разными названиями). В нашей стране за последние годы к инноватике также проявился интерес, более того, она уже присутствует в учебных планах целого ряда вузов по направлению подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления, социологии и др. [3; 4]. Вместе с тем, несмотря на постепенно нарастающий поток публикаций и возникновение соответствующих научных центров, инноватика еще находится в стадии становления, она пока не оформилась в единую, общепринятую отрасль знания, а следовательно, создание учебно-методического обеспечения идет параллельно с разработкой общей теории. Работы по созданию последней ведутся разрозненно, скорость накопления знаний невелика, несмотря на существование множества эмпирических и прикладных исследований.