По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.022

Новые дисциплины в вузе: инноватика

Крючкова Елена Вячеславовна доцент кафедры производственного менеджмента Московского государственного технологического университета «СТАНКИН», кандидат экономических наук Россия, 127055, Москва, Вадковский пер., д. 3а, e-mail: kryuchkova_e@mail.ru

В статье обобщаются вопросы, связанные с преподаванием инноватики, новой дисциплины, которая еще не имеет надлежащего учебно-методического обеспечения. Анализируются исторические истоки ее становления.

Литература:

1. Зомбарт В. Буржуа: Этюды по истории духовного развития современного экономического человека / Пер. с нем.; Институт социологии. — М.: Наука, 1994.

2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения  / Н.Д. Кондратьев. Избранные сочинения. — М.: Экономика, 2002.

3. Крючкова С.Е. Введение в инноватику. — М.: Янус-К, 2014.

4. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. — М.: Логос, 2008.

5. Тард Г. Законы подражания. — М.: Академический проект, 2011.

6. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп. — М.: Институт психологии РАН; КСП+, 1998.

7. Тард Г. Социальная логика. — СПб: Социально-психологический центр, 1996.

8. Туган-Барановский М.И. Периодические промышленные кризисы. Общая теория кризисов. — М.: Наука — РОССПЭН, 1997.

9. Godin B. Innovation: the History of a Category. Working Paper № 1, Project on the Intellectual History of Innovation. — Montreal: INRS, 2008.

Сегодня в наиболее развитых странах мира такие секторы, как образование и наука, наряду с информационными технологиями все чаще выступают основным двигателем качественного роста экономики.

Движение общества в направлении создания «экономики знаний» актуализировало задачу обновления сферы образования и в нашей стране, так как отечественная система образования уже долгое время демонстрирует свою низкую эффективность, что, помимо прочего, проявляется в малом числе технологических инноваций.

Последний мировой экономический кризис неблагоприятно сказался на сфере образования, где сокращение государственного финансирования вузов в части, например, инвестиционных расходов поставило под вопрос те проекты, которые обеспечивали развитие. В условиях сокращения финансирования вузов встала задача использовать имеющиеся ресурсы как можно более эффективно. Одним из возможных путей ее решения может быть смещение приоритетов с традиционных предметов при подготовке, к примеру, экономистов (общие знания в области экономики, финансов, менеджмента) на новые дисциплины, нацеленные на выпуск практически ориентированных специалистов, деятельность которых способна дать стратегический эффект в экономике.

Таких дисциплин не так уж много, и некоторые из них еще находятся в стадии становления. Одной из них является инноватика — новая междисциплинарная область знания, исследующая процессы возникновения и распространения инноваций, их характеристики и «жизненный цикл», а также специфику осуществления инновационной деятельности в разных сферах общественной жизни.

Обычно какая-либо дисциплина становится учебным курсом, пройдя достаточно долгий временной период становления и теоретического оформления, после чего она обрастает учебными и методическими пособиями.

С инноватикой дело обстоит иначе. Во многих университетах промышленно развитых стран этот курс уже читается (под разными названиями). В нашей стране за последние годы к инноватике также проявился интерес, более того, она уже присутствует в учебных планах целого ряда вузов по направлению подготовки специалистов в области экономики, менеджмента, государственного и муниципального управления, социологии и др. [3; 4]. Вместе с тем, несмотря на постепенно нарастающий поток публикаций и возникновение соответствующих научных центров, инноватика еще находится в стадии становления, она пока не оформилась в единую, общепринятую отрасль знания, а следовательно, создание учебно-методического обеспечения идет параллельно с разработкой общей теории. Работы по созданию последней ведутся разрозненно, скорость накопления знаний невелика, несмотря на существование множества эмпирических и прикладных исследований.

Для Цитирования:
Крючкова Елена Вячеславовна, Новые дисциплины в вузе: инноватика. Ученый совет. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: