По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Новости образования и науки

В Томском государственном университете прошло первое совещание, посвященное приоритетному национальному проекту «Вузы как центры пространства создания инноваций». Его работу возглавила заместитель министра образования и науки Российской Федерации Л.М. Огородова. Участники совещания обсудили модели и параметры мониторинга университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Согласно паспорту проекта, в 2017 году на базе ведущих российских университетов появится 40 центров инновационного, технологического и социального развития регионов. К 2025 году их количество должно увеличиться до 100. Планируется, что эти центры станут источником позитивных изменений городской и региональной среды. Костяком могут стать участники проекта «5–100» и опорные университеты. «Я благодарна руководству региона и ТГУ за то, что первое обсуждение проекта проходит на такой серьезной площадке. Очень важно, что эта площадка является геополитической, она объединяет ассоциации “Сибирский открытый университет” и “Азиатские университеты”. Сегодня наша работа будет идти при участии Совета ректоров сибирских университетов. Выработанные нами предложения станут первым вкладом в модель инновационных центров», — отметила замглавы Минобрнауки России.

Статус аспирантуры, похоже, скоро изменится. Центральным вопросом круглого стола, посвященного подготовке научно-педагогических кадров, прошедшего в Госдуме, стал отказ от превращения аспирантуры из первой ступеньки научной карьеры в высшую ступень образования, а следом — и вопрос об обязательности защиты диссертации по окончании аспирантского срока. Долгие годы отечественные аспиранты считались меньшими, но все же родными братьями «настоящих» ученых, а потому их бытие с полным на то основанием определял Закон «О науке». Однако в пылу реформ 2000–2010-х годов их «перебросили» в сферу образования, переподчинив одноименному закону.

«Это было не наше решение, а часть большого компромисса, достигнутого при принятии нового Закона “Об образовании”, — обрисовал ситуацию, открывая слушания, глава Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов. — И вот теперь наметился отход на прежние позиции. Казалось бы, тот или иной закон — разница невелика. На самом же деле от этого зависит многое, и прежде всего обязательность защиты диссертации. Пока аспирант считался начинающим ученым, ему полагалось если не защититься в срок, то хотя бы сдать готовую диссертацию в совет. Ныне же, отучившись в аспирантуре 3–4 года, выпускник получает диплом об обучении (80% его срока приходится на образовательную составляющую и лишь 20% — на научную) и на этом сплошь и рядом считает свою миссию, в том числе по откосу от армии, поиску рабочего места и т.п., законченной. Неудивительно, что при таком раскладе защищается у нас лишь каждый четвертый, а то и пятый выпускник аспирантуры».

Для Цитирования:
Новости образования и науки. Ученый совет. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: