В числе важнейших культурных событий ХХ века, несомненно, следует назвать постепенное социальное возобладание массовой культуры, которая ныне стала основной обыденной культурой городского населения Европы и Америки и фактически вытеснила последние элементы традиционной крестьянской культуры из жизни горожан. Массовая культура вступила в многочисленные симбиозы с явлениями элитарной культуры, в какой-то мере упростив ее специализированный язык и сделав многие ее продукты более доступными для понимания и пользования широкими слоями более или менее образованных граждан. Одним из таких интересных симбиозов элитарной и массовой культуры стало явление, которое я предлагаю назвать поп-наукой.
Феномен поп-науки определяется мной по аналогии с поп-культурой, что обусловлено их близкими социальными функциями. Поп-наука является плодом сращения вполне объективных и значимых фактологических оснований академического научного знания и специфической интерпретации этого знания, которая тем или иным образом нацелена на решение задач массовой культуры — развлечение читающей публики. Впрочем, последнее редко в полной мере осознается и тем более признается авторами подобных сочинений. Поп-наука фактически представляет собой своеобразный жанр околонаучного творчества, сосредоточенного не столько на производстве нового знания, сколько на создании новых экстравагантных и сенсационных интерпретаций знания, уже находящегося в научном обороте. Это работа по созданию специфических концептуальных построений, основанных на разного рода «тайных факторах», скрытых характеристиках описываемого материала.
Поп-науке свойственно пренебрежение академическими нормами научной строгости, корректности, аргументированности и доказательности, критериями верифицируемости, фальсифицируемости и иными общепринятыми способами установления научной достоверности исследования.
Вместе с тем поп-научные сочинения обладают немалым социальным влиянием, благодаря тому что популярны у массового читателя. Произведения поп-науки, как правило, высоко востребованы в среде интеллектуально продвинутого, хотя и не владеющего профильными знаниями потребителя, чего лишена академическая наука как слишком сложная для массового понимания и интереса.