Система знаний, ценностно-нормативных установок, принципов мышления и деятельности, определяющих мировоззрение второй половины XX века, динамика модернизационных процессов обусловлены общемировыми тенденциями развития общества и государства.
Мировая культура объединяет все — независимо от национальной, территориальной и других особенностей, от деления на отдельные социальные группы, от специфики культурной политики отдельных государств и т.д., именно поэтому формируются общемировые культурные ценности, которые необходимо распространять и поддерживать. Мировое сообщество признает: чтобы донести ценностные ориентиры до каждого, необходимо создать единую общемировую систему образования, где каждый человек может получить необходимую информацию.
Образование на сегодняшний день является одним из необходимых условий прогресса во всех сферах и одной из главных ценностей. Культурный уровень современного общества определяется особенностью и качеством таких областей, как наука, искусство, образование. Уровень интеллектуального развития общества проявляется в образовании и воспитании каждого индивида.
В образовании главная задача заключается в получении знаний, в воспитании морально-нравственных основ деятельности человека, для «…достижения главной цели — создания условий для становления духовно суверенной, креативной и одновременно социально ответственной, толерантной личности» [2, с. 10]. Под личностью мы подразумеваем гармонично развитого, духовнонравственного человека с гуманистическими ценностями.
Образование как ценность должно быть доступным для всех, и главной проблемой государства является создание равных возможностей независимо от экономических и материальных условий бытия человека. Ценность образования заключается в его мировом, государственном, социальном и личном значении. На сегодня это понимается всеми странами, но не всегда решается ввиду политических, экономических и других причин. В современной литературе обычно под образованием понимается образовательная деятельность людей с целью получения или совершенствования знаний, умений и навыков. Закон РФ «Об образовании» определяет образование как «…целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» [1]. В докладе ЮНЕСКО «О положении в области образования в мире» подчеркивается, что на рубеже веков самыми важными ценностями являются знания, воображение и добрая воля.