Если не заниматься доказательством актуальности проблемы высшего образования и не доказывать друг другу, насколько развитие нашей, да и любой другой страны зависит от высшего образования, а действительно отнестись научно-продуктивно к данной теме, нельзя не признать, что перед всеми, кто связан с высшим образованием, стоит системная совокупность задач, от последовательного решения которых и зависит его судьба. При этом есть условие, с которым из-за его методологической значимости нельзя не считаться. Речь — о позиции, с которой мы будем искать ответы на выдвинутую для обсуждения проблему. А она, по определению, может быть не только по существу и по структурному уровню, но и по рассматриваемым аспектам различной — внутривузовской, меж вузовской, региональной, федеративной; процессуальной, методической, технологической, методологической; организационно-управленческой.
Кроме того, есть ряд условий, напрямую не связанных непосредственно с высшим образованием, но, несомненно, так или иначе сказывающихся на его эффективности. К ним в первую очередь относятся фиксируемые и научной критической мыслью, и педагогической общественностью, включая СМИ, недостатки школьного образования, с которыми нельзя не считаться.
Так, в числе таких недостатков отмечаются: потеря фундаментально необходимого уровня обучения; непрекращаемое реформирование; административно-насильственное внедрение Болонской системы, расшатывающей основы отечественного образования; тотальное по своей системной разрушительности внедрение ЕГЭ; фиксируемая по всем критериальным показателям потеря качества и эффективности системы школьного образования1 . Нетрудно отметить, что данные недостатки характеризуются не только своей мотивационной направленностью, но и преобладанием оценочных суждений, носящих обобщенный характер, не во всем и не всегда позволяющий выделить и определить причины, приведшие к их возникновению.
Естественно, что в приведенном перечислении недостатков школьного образования не все отмеченное критической мыслью отражено. Цель приведенного перечисления в данном контексте другая — с одной стороны, подчеркнуто отметить несомненную зависимость высшего образования от качества и эффективности среднего образования, с другой же — попытаться понять, насколько и в чем конкретно устранение отмечаемых критической мыслью недостатков может способствовать отечественному высшему образованию соответствовать требованиям современности.