Сконца XX столетия образование вместе практически со всеми социальными институтами России перманентно реформируется. Министерство образования и науки не реже чем дважды в год вносит изменения в свои недавние нововведения, участники образовательного процесса пока еще старательно стремятся выполнить нормативные указания, теоретики с волнением пытаются осмыслить происходящее. В этих условиях философия образования как самостоятельное направление развития теоретической мысли не может не активизироваться. Вопросам развития образования посвящаются многочисленные конференции, выделяются полосы периодических изданий, учебная дисциплина «Философия образования» заняла прочное место в рабочих учебных планах гуманитарных специальностей бакалавриата и магистратуры. Все участники этого далеко не монолитного процесса единодушны в одном — образование в России находится в ситуации кризиса, пути выхода из которого разные социальные силы видят не одинаково.
Цель данной статьи нам видится в понимании основных причин, сущности и путей преодоления кризисных явлений в современном образовании.
Исследование проведено через анализ основных идей представителей философии образования второй половины XX — начала XXI века и обобщение педагогического опыта авторов.
Плодотворное философское осмысление сущности организованного образования началось в XX веке за пределами России. Именно констатация кризиса образования в мире побудила философов активизировать этот процесс. Одним из первых наличие кризисных тенденций в образовании зафиксировал американский мыслитель Д. Дьюи (1859–1952). Основная мысль его экзистенциального размышления заключается в том, что надо учить не знанию предмета, а жизни с помощью этих знаний.
Через оптимальный набор учебных дисциплин надо подобрать ключ к каждой индивидуальности, чтобы помочь тем самым найти свой путь в современном мире, ответить на главный жизненный вопрос: «Что надо сделать, чтобы стать человеком?» Поэтому любая официальная школа должна стремиться к творению идей в процессе жизненного опыта [6, с. 16–24, 32, 33, 40, 41].