По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Историческая динамика осмысления кризисных явлений в образовании

Гришина Елена Сергеевна профессор кафедры философии Школы гуманитарных наук ФГОУ ВПО «Дальневосточный федеральный университет», кандидат философских наук, доцент Россия, 690037, Владивосток, ул. Адмирала Кузнецова, д. 47, e-mail: elenagrishina55@yandex.ru
Котлова Татьяна Борисовна заведующий кафедрой истории и философии ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина», доктор исторических наук, профессор Россия, 153022, Иваново, ул. Велижская, д. 14, e-mail: ktb@ispu.ru

Основатель философии образования Д. Дьюи первым описал кризисные тенденции в развитии образования и поставил цель: подготовить человека к самоопределению в экстремальных ситуациях. Его последователь И. Иллич увидел причины проблем образования в превращении науки в единственный источник истины, в отчужденности человека от стремления к познанию, в его пассивности. П. Фрейре назвал эту ситуацию «дегуманизацией человека» и увидел в ней опасность потери творческих усилий и свободы. Главной причиной кризиса образования он назвал расхождение целей его участников. В данной статье отмечаются тенденции отстранения участников образовательного процесса от обсуждения его проблем, замены учебно-воспитательной деятельности созданием документов, сворачивания самоуправления школ и вузов. Авторы показывают: преодоление этих тенденций невозможно без достижения единства целей всех участников образования.

Литература:

1. Бляхер М.Л. Последствия увеличения плотности регулирования российских государственных университетов (социологический анализ): Автореф. дис. канд. социол. наук. — Хабаровск, 2015. — 27 с.

2. Гришина Е.С. Непрерывность образования как потребность XXI века // Вопросы культурологии. — 2012. — № 1.

3. Гришина Е.С., Царева Н.А., Котлова Т.Б. Традиция как движущая сила культуры // Международный научно-исследовательский журнал. — 2015. — № 9–5 (40). — С. 59–61.

4. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования: Учеб. пособие. — М.: Логос, 2003. — 248 с.

5. Данильченко С.А. Вера как гармонизатор личности в стрессогенной обстановке // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2015. — № 5.

6. Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. Г.А. Лучинского. — М., 1924 [Электронный ресурс]. — http://jorigami.narod.ru/PP_corner/Classics/Dewey/_02_Dewey_J_ The_School_and_Society.htm (дата обращения: 20.03.2015).

7. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир (фрагменты из работ разных лет). — М.: Просвещение, 2007. — 160 с.

8. Кожемяченко Н.Р. Отношение к смерти как модус самосознания в пространстве кризиса // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2015. — № 5.

9. Котлова Т.Б., Гришина Е.С. Диалог поколений как фактор подготовки инженера-химика (из опыта сотрудничества Ивановского государственного химикотехнологического университета и Народного университета «Третий возраст»)  // Известия высших учебных заведений. Серия: Гуманитарные науки. — 2015. — Т. 6. — № 3.

10. Попов А.А. Открытое образование: философия и технологии. — М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012.— 256 с.

11. Царева Н.А. Кризис доверия в семье как отражение кризиса в обществе // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. — 2015. — № 5.

Сконца XX столетия образование вместе практически со всеми социальными институтами России перманентно реформируется. Министерство образования и науки не реже чем дважды в год вносит изменения в свои недавние нововведения, участники образовательного процесса пока еще старательно стремятся выполнить нормативные указания, теоретики с волнением пытаются осмыслить происходящее. В этих условиях философия образования как самостоятельное направление развития теоретической мысли не может не активизироваться. Вопросам развития образования посвящаются многочисленные конференции, выделяются полосы периодических изданий, учебная дисциплина «Философия образования» заняла прочное место в рабочих учебных планах гуманитарных специальностей бакалавриата и магистратуры. Все участники этого далеко не монолитного процесса единодушны в одном — образование в России находится в ситуации кризиса, пути выхода из которого разные социальные силы видят не одинаково.

Цель данной статьи нам видится в понимании основных причин, сущности и путей преодоления кризисных явлений в современном образовании.

Исследование проведено через анализ основных идей представителей философии образования второй половины XX — начала XXI века и обобщение педагогического опыта авторов.

Плодотворное философское осмысление сущности организованного образования началось в XX веке за пределами России. Именно констатация кризиса образования в мире побудила философов активизировать этот процесс. Одним из первых наличие кризисных тенденций в образовании зафиксировал американский мыслитель Д. Дьюи (1859–1952). Основная мысль его экзистенциального размышления заключается в том, что надо учить не знанию предмета, а жизни с помощью этих знаний.

Через оптимальный набор учебных дисциплин надо подобрать ключ к каждой индивидуальности, чтобы помочь тем самым найти свой путь в современном мире, ответить на главный жизненный вопрос: «Что надо сделать, чтобы стать человеком?» Поэтому любая официальная школа должна стремиться к творению идей в процессе жизненного опыта [6, с. 16–24, 32, 33, 40, 41].

Для Цитирования:
Гришина Елена Сергеевна, Котлова Татьяна Борисовна, Историческая динамика осмысления кризисных явлений в образовании. Ученый совет. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: