По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.1

Образовательно-культурная ситуация в современной России

Хорина Галина Петровна доктор философских наук, профессор, профессор кафедры АНО ВО «Московский гуманитарный университет» Россия, 111395, Москва, ул. Юности, д. 5, e-mail: info@mosgu.ru

В статье показано, что социокультурная ситуация в современной России характеризуется неоднозначностью и противоречивостью: все больше и больше усиливается социальное расслоение в обществе, утрачивается духовная самобытность, продолжает увеличиваться поток низкопробной литературы, кинофильмов, телевизионных передач, музыки. В обществе на смену духовным ценностям, господствовавшим на протяжении длительной истории, утверждаются ценности материального порядка. Автор постулирует необходимость проведения в сфере образования ряда продуманных реформ, направленных на обеспечение ведущего положения России в мировом образовательном пространстве, и показывает, что ряд шагов в этом направлении уже сделан.

Литература:

1. Гуторов В.А. Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации // Полис. — 2015. — № 1. — С. 19.

2. МГУ и МГИМО лучше всех российских вузов котируются в рейтинге трудоустройства выпускников. — URL: http://www.newsru.com/russia/23nov2016/ ratingqs.html.

Неоднозначность и противоречивость российской действительности сказываются и на развитии образования — важнейшем элементе культуры. Несмотря на то что образование, по мнению К. Манхейма, — это всего лишь один из многих социальных факторов, воздействующих на поведение, оно всегда служит социальным целям и сознательно направлено на формирование определенных типов личности.

Образование, считал он, формирует человека не вообще, а человека для данного общества, оно связано с конкретным типом общества, его политикой, идеологией, духовностью, экономикой, а также с традициями, обычаями, историей, культурой, религией, нравственностью.

Следует напомнить, что все прогрессивные политические и государственные деятели, управлявшие Россией в разные культурные эпохи, понимали роль образования в проведении модернизации России. Всем известно, что до монголо-татарского нашествия Русь была одной из самых грамотных стран, этому способствовало, например, открытие школ для «нарочитой чади» киевским князем Владимиром. При Петре I образование становится государственным делом. Петр I прекрасно понимал, изучив опыт организации образования в европейских странах, что для проведения своих реформ ему потребуются грамотные, образованные люди, и не только посылал их учиться за границу, но открывал в России школы и специальные учебные заведения. Большевики после прихода к власти первым делом занялись ликвидацией неграмотности и созданием собственных инженерно-технических кадров и для этого не жалели средств. Следует заметить, что им досталось непростое наследство.

В 1906 году «Вестник воспитания» № 1 писал, что всеобщая грамотность населения в европейской части России будет достигнута через 120 лет, на Кавказе и в Сибири — через 430 лет, а в Туркестане — не ранее чем через 1000 лет. Но, несмотря на это, проводимая большевиками политика позволила в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность, и перед Великой Отечественной войной вопрос стоял уже о переходе к всеобщему среднему образованию. Значительно возрос престиж учителя и преподавателя вуза. На протяжении длительного исторического периода начиная с Петра I в России господствовала немецкая система образования, которой воспользовались и большевики. В целом эта система во многом соответствовала коду русской культуры, ее ценностям и идеологии, которая в то время была тесно связана с образованием и влияла на его содержание.

Для Цитирования:
Хорина Галина Петровна, Образовательно-культурная ситуация в современной России. Ученый совет. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: