По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 71

Художественное проектирование культурной среды в современной России

Ирхен Ирина Игоревна проректор по учебной работе Института дизайна, прикладного искусства и гуманитарного образования, доктор культурологии, доцент Россия, 197341, Санкт-Петербург, ул. Афонская, д. 2а, e-mail: yulianairk@mail.ru

Статья посвящена осмыслению художественного проектирования культурной среды России. На материале СанктПетербурга прослеживается корреляция художественных институций и культурной среды.

Литература:

1. Абдулатипов Р.Г. Перспективы развития человека и культуры: Монография. — Махачкала: Дагестанский писатель, 2014. — 240 с.

2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. — 445 с.

3. Дробышева Е.Э. Искусство в поисках аксиологических оснований архитектоники культуры // Вопросы культурологии. — 2010. — № 5. — С. 66–71.

4. Ирхен И.И., Ремизов В.А. Тренды региональных образовательных процессов в сфере культуры и искусства в многонациональной современной России // Мир культуры и культурология: Альманах Научно-образовательного культурологического общества России / Гл. ред. И.В. Кондаков. — Вып. V. — СПб.: НОКО, 2016. — С. 282–288.

5. Кондаков И.В. Современное состояние наук о культуре в России: достижения, проблемы и перспективы // Мир культуры и культурология: Альманах Научно-образовательного культурологического общества России / Гл. ред. И.В. Кондаков. — Вып. IV. — СПб.: НОКО, 2015. — С. 10–19.

6. Костина А.В. Высокая литература vs «макулатура»: копия ли уничтожила подлинник? // Мир психологии. — 2014. — № 4. — С. 163–174.

7. Костина А.В. Проблемы массового и элитарного искусства: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011. — 172 с.

8. Лаврова С.В. Эстетические провокации новой музыки // Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: параллели и взаимодействия: Сб. трудов междунар. науч. конф. / Под общ. науч. ред. Г.Р. Консона. — М.: Литео, 2015. — С. 283–288.

9. Меньшиков Л.А. Тотальное искусство за порогом молчания // Парадигма: философско-культурологический альманах. — 2005. — № 2 (2). — С. 70–77.

10. Ремизов В.А. Культура и цивилизация: конформизм и нонконформизм // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2015. — № 5 (67). — С. 65–71.

11. Ремизов В.А., Ирхен И.И. Культурная политика современной России: концептуально-средовой анализ // Вопросы культурологии. — 2015. — № 2. — С. 58–63.

12. Синецкий С.Б., Синецкая Т.М. Искусство и интеллектуализация общества: новый старый смысл культурной политики // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. — 2014. — № 3 (39). — С. 41–45.

13. Флиер А.Я. Культура как среда: опыт аналитического структурирования // Культура культуры. — 2014. — № 3. — URL: http://cult-cult.ru/kulitura-kak-sredaopyt-analiticheskogo-strukturirovaniya/#search_mark_ (дата обращения: 01.07.2016).

14. Чижиков В.В. Человек в мире тотального дизайна: коммуникативные символы потребления // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2011. — № 6. — С. 33–39.

15. Шибаева М.М. Художественное образование в универсуме культуры // Культура и образование. — 2014. — № 1 (12). — С. 10–15.

16. Remizov V.A., Irkhen I.I. Culture of Personality in the Discourse of the Resource of Social Development // Наука и человечество. — 2014. — № 4–1. — С. 138–146.

Современная эпоха, именуемая «веком преходящего хаоса» (И.В. Кондаков), актуализирует выработку «нового социального заказа на модель культуры, государственную культурную политику и культурную среду общества» [11, с. 58]. Обозначая главным требованием времени «иной тип человека и всей совокупности общественных отношений» [1, с. 63], эксперты акцентируют существенные деформации культурной среды России, обусловленные внутренней противоречивостью глобализации.

Среди них: ускоренный переход к информационному обществу в отрыве от традиционной культуры [1]; агрессивная экспансия массовой культуры [7]; видоизменение культурных смыслов, а с ними и человека, и человеческого сообщества в целом [10, с. 65–71].

Утвердившееся в последнее время представление о культуре как стратегическом ресурсе развития, ценностно-смысловом мире и области самодвижения личности позволяет обозначить в качестве ее миссии формирование культурной среды России. В самом общем виде под культурной средой следует понимать исходное начало жизнедеятельности человека и одновременно результат его созидания.

В культурологическом дискурсе данный концепт осмысливается в виде стихийно сложившейся системы культурных предпочтений населения какого-либо локального пространства с определенными идеологическими, эстетическими, нравственными особенностями [13]. Понимание культурной среды как совокупности целенаправленно созданных условий, способствующих повышению уровня культуры личности, позволяет рассматривать «человеческое измерение культуры и культурное измерение человека в качестве базовых факторов общественного развития» [1, с. 7].

Культурная среда служит не только детерминантой духовного восхождения личности, но и идейно-ценностным «климатом» оздоровления социума.

В условиях, когда «границы между центром и периферией становятся проницаемыми, размытыми, а такие основополагающие для культуры модернизма понятия, как “культурное ядро” и “культурная матрица”, теряют свой первоначальный смысл» [6, с. 165], «искусство… может стать ареной поисков утраченных ценностных оснований социального бытия» [3, с. 66].

Для Цитирования:
Ирхен Ирина Игоревна, Художественное проектирование культурной среды в современной России. Ученый совет. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: