Излагается содержание нового стандарта охраны здоровья и безопасности труда, разработанного в рамках системы управления охраной труда экспертами международной организации по стандартизации ИСО. Объясняются различия ступеней развития системы управления охраной труда в организации по «лестнице безопасности». Статья рекомендуется специалистам по охране и безопасности труда для оценки состояния организационной культуры профилактики травматизма.
Исследован процесс дорожного движения и изменение его параметров под воздействием атмосферных явлений, движителей транспортных средств и рабочих органов коммунальных машин. Предложены новые критерии оценки аварийности дорожного движения. Установлено, что наиболее объективно состояние дорожного движения описывается таким параметром, как средний пробег автотранспортного средства до ДТП. Разработана обобщающая модель изменения геометрических и физико-механических параметров снежного покрова, образующегося на поверхностях дорог. Создана методика расчета выбора рациональной структуры парка коммунальных машин и технологии зимнего содержания дорог, обеспечивающие минимальный уровень дорожно-транспортных происшествий.
В настоящем материале рассматриваются специфические особенности работы водителя в ночное время, а также приводятся практические рекомендации по минимизации отрицательных факторов, влияющих на снижение его психофизиологических функций.
Сформулированы системные принципы и предложена методика оценки рисков аварий и несчастных случаев на предприятиях. Методика может быть использована при разработке планов управления безопасностью труда на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах. Применение предлагаемой методики позволит снизить производственный травматизм до приемлемого уровня, предотвращать аварии и инциденты.
Рассматриваются требования, которые предъявляются к квалификации специалиста по охране труда, к его образованию и опыту. Рассмотрены основания для профпереподготовки сотрудника по охране труда. Приводятся ответы на вопросы, связанные с обучением и переподготовкой в области охраны труда. Предлагается примерная форма договора с сотрудником, направляемым на профессиональную переподготовку по охране труда.
Рассмотрен порядок проведения инструктажа по охране труда на предприятии. Определены категории работников, которые должны проходить инструктаж, ответственные за его проведение. Представлены виды инструктажей по охране труда на предприятии, рекомендуемые программы и этапы проведения инструктажей. Даны рекомендации по ведению в организации журналов для каждого вида инструктажа. Даются ссылки на нормативно-правовые акты в обоснование порядка проведения инструктажа по охране труда.
Обосновано введение в систему обучения водителей психофизиологической подготовки. Разработаны рекомендации, направленные на повышение безопасности вождения. Предложена программа психофизиологической подготовки водителей и специалистов по безопасности движения автопредприятий. Установлено, что внедрение программы психофизиологической подготовки в систему обучения водителей снижает количество ДТП на 32 %.
Рассказано, с какими целями и как на предприятиях создается кабинет охраны труда или уголок охраны труда. Рассмотрены основные направления деятельности кабинета, требования, предъявляемые к его оснащению. Представлена тематика работы кабинета охраны труда.
Описана схема организации работы кабинета по безопасности дорожного движения в автотранспортной организации. Указаны средства оснащения кабинета. Приводятся мероприятия, направленные на повышение БДД и профилактику ДТП, которые рекомендуется проводить в кабинете.
Дается обзор требований законодательства по обеспечению водителей средствами индивидуальной защиты (СИЗ) и спецодеждой, ссылки на нормативно-правовые акты, которыми следует руководствоваться. Разъясняются практические вопросы организации выдачи СИЗ водителям.
В статье приводится описание опасностей, вероятности их возникновения, оценки серьезности воздействия, мер управления, а также план управления опасностями.
В статье рассмотрены отрицательные факторы, способствующие росту числа дорожно-транспортных ситуаций, такие как: конкуренция; сдельная оплата труда водителей, занятых на грузовых перевозках; повышение интенсивности работы водителей; увеличение продолжительности поездок, вызывающих усталость; психологические перегрузки водителей.
Предлагается пять ситуаций для анализа поведения водителя в сложных дорожных ситуациях. Оцениваются разные варианты решений с точки зрения безопасности дорожного движения. Предложенные и аналогичные конкретные ситуации рекомендуются для использования в обучении водителей (инструктажи, оценка знаний) и для самоподготовки в курсе обучения по охране и безопасности труда водителя. Проверьте, как бы поступили вы в предложенных ситуациях исходя из накопленного опыта и соображений безопасности.
Приведены выдержки из Методических рекомендаций МР 2.2.7.2129–06, касающихся режимов труда
и отдыха работников, вынужденных работать в холодное время года на открытом воздухе
О профессиональном переутомлении, являющемся наиболее ранней естественной физиологической защитной реакцией организма на трудовую нагрузку. Оно проявляется в тот момент, когда способности организма адекватно реагировать на трудовую ситуацию начинают истощаться, и возникает риск нарушения здоровья.