Ошибки водителей вполне закономерны. Такие факторы, как конкуренция или сдельная оплата труда водителей, занятых на грузовых перевозках, повышение интенсивности работы водителей или увеличение продолжительности поездок владельцев индивидуальных автомобилей, вызывают усталость, психологические перегрузки, в результате чего снижается степень внимания, увеличивается время реакции, а это способствует росту числа опасных дорожно-транспортных ситуаций.
Часто водители не замечают, когда возникают неблагоприятные психофизиологические факторы, влияющие на качество вождения, так как не все знают возможности своего организма при управлении транспортным средством. Эти возможности у всех людей разные: у одних усталость появляется уже в течение первого часа вождения, у других (как правило, у водителей-профессионалов) — гораздо позже. Поэтому водителей, занятых на грузовых перевозках, следует снабжать приборами контроля времени реакции, автоматически выключающими зажигание, когда время реакции превышает принятые нормы. Кроме того, на работоспособность водителя оказывают влияние как запоздалая, ускоренная, так и ошибочная реакции.
Правильная оценка обстановки на дороге зависит от мастерства и квалификации водителя, опыта и стажа его работы, умственных способностей, психического и физического состояния здоровья. С повышением уровня профессионального мастерства водителя соответственно возрастают безопасность и экономичность вождения, в частности, значительно снижается число нарушений Правил дорожного движения (на 12 %), сокращается расход топлива на 6–10 %, расход запасных частей на ТО и ремонт — на 15, а износ шин на 30 %. В настоящее время еще не разработаны оптимальные показатели для количественной оценки уровня профессионального мастерства водителей. для водителей-профессионалов они должны включать, например, такие показатели, как производительность труда, экономичность и безопасность вождения. Значительно труднее определить мастерство управления автомобилем индивидуальных владельцев.