На первом этапе настоящей работы изучалась дорожно-транспортная аварийность с использованием материалов ГИБДД. На втором этапе выполнялись натурные экспериментальные исследования с целью установления зависимости между скоростью выполнения водителями действий и количеством допускаемых при этом ошибок. На третьем этапе анализировалась система подготовки кандидатов в водители, инструкторов автошкол и специалистов по безопасности движения автопредприятий. На четвертом оценивалось качество подготовки кандидатов в водители (водителей без стажа), инструкторов автошкол и специалистов по безопасности движения автопредприятий по психофизиологическим вопросам с использованием специально разработанных анкет.
Улучшение статистики дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в последнее время обусловлено в основном увеличением административной ответственности без изменения системы подготовки. Есть основания полагать, что причины ДТП обусловлены несовершенством психических механизмов регуляции, которые под воздействием увеличивающихся административных санкций частью водителей были самостоятельно скорректированы.
Данное заключение подтверждается результатами анализа основных видов нарушений правил дорожного движения (ПДД), приведших к ДТП. Выявлено, что основными видами нарушений, связанных непосредственно с вождением, на протяжении нескольких лет являются:
• невыдерживание скоростного режима;
• несоблюдение очередности проезда;
• выезд на полосу встречного движения;
• неправильный выбор дистанции;
• нарушение правил проезда пешеходных переходов.
Все пять видов доминирующих нарушений, как и все остальные (нарушение правил обгона, перестроения и эксплуатация технически неисправного транспорта) имеют выраженную психологическую составляющую.
Это подтверждает, что основные причины ДТП скрываются в психических механизмах регуляции деятельности водителя, а точнее сказать, в несформированности правильных механизмов (потребностей, мотивов, целей, установок, убеждений, представлений, оптимальных программ поведения и т. п.) и неумении управлять собой, своим поведением. Именно данное обстоятельство определяет выполнение водителями нестандартных действий, характеризуемых как нарушение и приводящих в конечном счете к ДТП, и свидетельствует об их низкой психофизиологической подготовке.