(Извлечение из Методических рекомендаций, утвержденных Минтрансом России, по поведению молодого водителя во время работы в ночное время суток, в усложненных дорожно-климатических условиях)
Управление автомобилем в темное время суток и в ночное время имеет ряд специфических особенностей, напрямую связанных с безопасностью движения. К таким особенностям относятся как условия движения (световой режим дороги, манипуляции водителя с осветительными приборами автомобиля и т. п.), так и физиологическое состояние водителя, характеризующееся некоторыми моментами, определенным образом отражающимися на его надежности как оператора, управляющего транспортным средством.
Дело в том, что ночная работа, как правило, связана с нарушением важнейшего жизненного цикла человека «сон — бодрствование». Это обстоятельство само по себе делает управление автомобилем в темное время суток особой проблемой, нуждающейся в специальном внимании.
Результаты многочисленных исследований специалистов транспортной медицины показывают, что независимо от того, спит ли человек или бодрствует, в вечерние и ночные часы уровень обмена веществ, температура тела, деятельность сердечно-сосудистой системы, реакции нервно-мышечного аппарата, т. е. все жизненно важные процессы, протекают на более низком уровне, чем днем. В этот период значительно возрастает время реакции, снижается готовность к экстренному действию, объем внимания, ухудшается координация движений. В ночное время становится сложнее оценивать объекты на дороге, прогнозировать их перемещение, резко снижается скорость переработки информации в центральной нервной системе. При небольшой интенсивности движения, хорошей дороге, под влиянием укачивания и монотонного набегания дорожного полотна водитель нередко приходит (погружается) в дремотное состояние или даже засыпает. Это состояние зачастую наступает внезапно, т. е. даже не всегда может быть проконтролировано самим водителем.
Совершенно очевидно, что засыпание водителя за рулем является чрезвычайным состоянием с позиции безопасности движения. Между тем ночью дорожно-транспортные происшествия (ДТП) происходят чаще и тяжесть их увеличивается, хотя интенсивность движения в это время падает. Статистика многих стран мира с высоким уровнем автомобилизации свидетельствует о том, что вероятность ДТП ночью в 5–8 раз больше, чем днем. Ночью смертельные случаи имели место в 12 % ДТП, тогда как в дневное время — всего в 4 %.