За последние годы в России наблюдается рост автомобильных перевозок. Постоянно увеличиваются скорость движения, грузоподъемность автомобилей, интенсивность дорожного движения. Наряду с этим более отчетливо проявляются и некоторые отрицательные тенденции автомобилизации, наиболее важной из которых является значительное число дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По статистическим данным, каждый год в России происходит 150 000–200 000 аварий, в которых погибают более 30 тыс. чел., более 200 тыс. чел. получают ранения. Общий ущерб, причиняемый народному хозяйству, оценивается в 50 млрд руб.
Уровень аварийности в нашей стране превышает данный показатель развитых стран в 5–7 раз (14,6 аварий на 10 тыс. автомобилей в год у нас против 2,6 в США и 1,9 — в Норвегии). Для снижения уровня аварийности на наших дорогах необходимо провести комплексную оценку всех факторов, влияющих на количество и степень опасности аварий на дорогах.
На ДТП влияет множество факторов — состояние дорог, интенсивность движения, освещенность, техническое состояние автомобилей, психологическое состояние водителя, уровень его профессиональной подготовки и мн. др. Среди них одно из важнейших мест занимает состояние дорожного покрытия. Уменьшение сцепления колеса с дорогой вследствие наличия на ней уплотненного снега или льда приводит к увеличению тормозного пути и безопасного радиуса поворота в 3–9 раз. Снежные заносы вдоль дороги снижают видимость и могут уменьшать используемую ширину проезжей части дороги. Кроме того, наличие колей, выбоин, ямочности и других неровностей на дорогах, покрытых снежным или ледяным накатом, может привести к потере водителем контроля над траекторией движения и управляемостью автомобиля.
По данным ГИБДД РФ, около 20 % аварий происходит по причине неблагоприятных дорожных условий, и из них более 70 % (15 % от общего числа ДТП) приходятся на заснеженные дорожные покрытия, 5 — на дорожные покрытия, частично покрытые снегом или льдом, и 1 % — на покрытия, которые по другим причинам были скользкими.