Традиционное вступление к номеру, который вы держите в своих руках, написано Ярославом Алешиным — руководителем московского Музея Вадима Сидура, входящего в Музейно-выставочное объединение «Манеж». На мой взгляд, многолетняя практическая деятельность и глубокие размышления помогли ему найти самые точные слова, объясняющие современные стратегии организации доступа к культурному наследию людей с инвалидностью.
10 августа 2017 года Правительством РФ утверждено Положение №960, устанавливающее порядок передачи музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав государственной части Музейного фонда России и находящихся в государственной собственности, в безвозмездное пользование государственным и муниципальным музеям и другим организациям.
Государственный Дарвиновский музей был пионером в разработке программ и проектов для посетителей с инвалидностью разной нозологии и долгое время осуществлял функции методического центра по социокультурной реабилитации инвалидов музейными средствами. О том, каковы перспективы дальнейшего развития этой деятельности, мы беседуем с заместителем директора по научно-исследовательской работе ГДМ Т.С. Кубасовой.
Создание доступной среды и доступных услуг — неотъемлемое условие для реализации прав и свобод людей с инвалидностью. Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» люди с ограниченными возможностями здоровья имеют право наравне с другими принимать участие в культурной жизни и иметь доступ к произведениям культуры в доступных форматах, в том числе к музейным экспозициям.
Как сделать так, чтобы музеи стали по-настоящему доступны посетителям с инвалидностью? Этим озабочены авторы статьи, которые видят здесь немало проблем, анализируют их и предлагают свои профессиональные решения.
Признаваемый всеми коллегами успех частного Музея русского импрессионизма обеспечен не только безбарьерной средой нового музейного здания, не только стабильным финансированием и поддержкой музейного руководства, но и личностью человека, который взял на себя разработку программ, адресованных людям с инвалидностью. Представляем нашим читателям Лилиану Маррэ.
Программы Омского музея изобразительных искусств им. М.А. Врубеля для посетителей с различными ограничениями были бы невозможны без участия их самих, без методической помощи и финансовой поддержки Благотворительного фонда В. Потанина, Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение», программ социальных инвестиций «Родные города» «Газпром нефти», а также поддержки педагогов-дефектологов.
Арт-терапевтические программы по социокультурной реабилитации людей с инвалидностью — один из действенных способов их приобщения к культурному и природному наследию.
Для многих музеев, расположенных в зданиях — памятниках архитектуры, на сегодняшний день принципы «универсального дизайна» не могут быть соблюдены в полном объеме. По мнению автора статьи, в этой ситуации даже достижение уровня частичной доступности уже является хорошим результатом.
«Инклюзивный фестиваль», «Пятницы в Пушкинском», тактильные выставки и образование на жестовом языке — все это части масштабного проекта «Доступный музей», реализуемого в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 2016 года.
Музей-заповедник «Царицыно» в 2011 году по оценкам экспертов был признан самым доступным из столичных музеев. Он полностью оснащен специализированным оборудованием, рельефными картами и макетами, этикетками с шрифтом Брайля. Однако доступным его делает прежде всего человеческая открытость сотрудников и их готовность «принимать» разных людей. Инклюзивную деятельность музея представляет его директор.
Большинство художественных музеев сегодня по-прежнему ориентированы на зрительный тип восприятия произведений изобразительного искусства. Для людей с инвалидностью по зрению, мир для которых открыт в основном через осязание, слух, обоняние, это является серьезной проблемой. Проект, который представляют сотрудники Государственного Русского музея, направлен на ее частичное решение. Его цель — пробуждение творческих сил, помощь в выражении заблокированных эмоций, изменении жизни к лучшему.
В середине лета в Костромской области состоялось очередное выездное заседание Президиума Союза музеев России. Более 100 руководителей ведущих музеев страны встретились, чтобы обсудить насущные проблемы отрасли. Представляем краткий обзор состоявшегося события.
В мае 2017 года в Музее С.С. Прокофьева (отдел ВМОМК им. М.И. Глинки) в партнерстве с кафедрой Архитектурная среда и дизайн Института бизнеса и дизайна был осуществлен экспериментальный выставочный проект. Он помог музею привлечь молодого зрителя, а преподавателям — обогатить образовательный процесс средствами культуры, решая в диалоге общие задачи.
С мая 2017 года стартовал всероссийский проект «Инклюзивный музей», миссия которого — развитие лучших практик социализации и творческой реабилитации детей с инвалидностью музейными средствами, а также формирование в музеях доступной среды. Данная инициатива реализуется ИКОМ России в сотрудничестве с социальным проектом «Колесо Обозрения», при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».