Название выставки «Осязаемая музыка» было выбрано не случайно: музыка — явление, не возможное к визуальному и тактильному постижению. Она наполняет пространство, создает атмосферу; звук становится духом, мыслью. Однако задача музея — визуализировать эту энергию, превратить их в осязаемую материю, передать остроту переживания в работе с краской, картоном, найденными фрагментами различных материалов или воплотить в композиции модульных элементов скульптуры сложно формулируемый образ — задача комплексная. Выставка художественно-графических работ студентов на тему двух музыкальных произведений — С. Прокофьева «Сказка о шуте, семерых шутов перешутившем» и И. Стравинского «Петрушка», благодаря проектной идее стала не результатом, а процессом — процессом осязания, осознания этой музыки, соединением современного Настоящего с уже состоявшимся Прошлым.
Перед студентами1, которым в будущем придется создавать собственные художественно пластические объекты, была поставлена учебная задача — переосмыслить произведения классики с позиции сегодняшнего дня, увидеть ее образы глазами молодого проектировщика. А музей попытался привлечь молодежную аудиторию не только в роли зрителей, но и в роли соавторов музейного пространства. Таким образом, проект был интересен и для музея, и для учебного заведения, и для студентов соединением различных потоков искусства, различных приемов художественного высказывания на одни и те же социальные и смысловые темы.
Для молодых проектировщиков исследовательская художественная работа стала поводом осмысления принципов творчества, актуальности тем и идей современности, попыткой сформировать свой профессиональный путь, опираясь на изучение и анализ истории. Для этого им было необходимо не просто осмыслить свое персональное художественное высказывание, но и найти ему место в коллективном явлении экспозиции музея, учитывая ограничения исторического пространства.
Воплощение музыкального произведения в дизайне, графике или скульптуре всегда представлялось непростой задачей. В данном случае —это взгляд поколения современных первокурсников. Их отличает не только юный возраст, но и условия взросления: они испытали на себе технологическую революцию и рост скоростей информационного обмена. Произведения С.С. Прокофьева и И.Ф. Стравинского остаются актуальны до сих пор. К их творческому осмыслению обращались многие современные музыканты и художники — Sting, Muse, David Bowie, Sia… Их музыку используют в современных постановках театральные и кинорежиссеры; существуют электронные, хип-хоп и хеви-метал версии произведений композиторов. Взгляд на музыкальное наследие может быть очень широким, поэтому нам показалось интересным предложить такой аналитический проект студентам не профильных музыкальных вузов, а студентам-дизайнерам. Дизайн — одно из направлений, остро ориентированных на созидание нового, на осмысление этого нового в разных аспектах современности, отвечающего потребностям современной культуры.