По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Современная графика по Брайлю: как это было

Анна Суворова Музей современного искусства PERMM
Ключевые слова:

Литература:

1. Искусство как средство развития незрячих. Материалы научно-практического семинара / Редактор-составитель Майданов А.С. — М., 2004.

2. Денискина В.З. Подготовка незрячего ребенка к пониманию рельефных изображений // Тактильная картинка в жизни незрячего ребенка. Материалы межрегионального семинара. Сб. ст. — Н. Новгород, 2003. — С. 3–2. 3. Денискина В.

З. Проблемы эстетического воспитания лиц с нарушением зрения // Проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушением зрения. Сб. ст. — М., 2004. — С. 39–51.

4. Rancière, J. The Emancipated Spectator. — London: Verso, 2011.

Искусство учит нас частностям человеческого существования. Переживая и погружаясь в образы искусства и литературы, мы чувствуем, как наша индивидуальная история обретает ценность и смысл. И именно искусство должно быть приближено к каждому человеку и доступно каждому. Было бы нечестно говорить, что наша идея появилась исключительно как история помощи, скорее, как история преодоления страха. Мы все живем сегодня в пространстве визуального, и потеря зрения для любого человека — это трагедия, с которой непонятно как справиться, и вообще — возможно ли? Всем нам, кто работал с этим проектом, было важно помочь людям, которые полностью потеряли способность видеть или имеют только остаточное зрение.

Музей современного искусства PERMM осознает необходимость работать с людьми особенностями жизнедеятельности. Но работа в этом направлении только начинается. Нашу идею поддержали специалисты Центра по реализации проектов в сфере культуры и молодежной политики. Музей получил грант Конкурса по модернизации музейного дела.

В команде проекта «Современная графика по Брайлю» работали искусствоведы, художники, скульпторы, тифлопедагоги и волонтеры — незрячие и слабовидящие люди. Эти встречи стали первым, очень важным и сложным опытом коммуникации. Современное искусство — непростое поле для интерпретации; понять идеи и языки актуального искусства не очень легко даже людям с визуальным опытом. Наш опыт показал: современное искусство очень интересует людей с инвалидностью по зрению. Именно они постарались помочь нам сделать проект более понятным для каждого незрячего или слабовидящего человека.

В реализации проекта мы опирались на опыт мировых музеев, имеющих специальные тактильные экспозиции или отдельные объекты. Например, Лувр начинается с тактильной галереи, в Галерее Уффици во Флоренции самые известные шедевры коллекции переведены в трехмерные модели. Музеи современного искусства тоже предоставляют возможность незрячим «увидеть» (так говорят сами незрячие) искусство. МОМА в Нью-Йорке проводит специальные экскурсии, во время которых можно в перчатках потрогать скульптуры, а экскурсовод рассказывает, как именно выглядят картины. На сайте этого музея размещены описания наиболее известных произведений. Мы попыталась объединить подходы нескольких музеев, а что-то пришлось изобретать самим.

Для Цитирования:
Анна Суворова, Современная графика по Брайлю: как это было. Музей. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: