— Татьяна Сергеевна, вероятно, Вы, как никто другой, знаете, с чего все начиналось в российских музеях в области создания безбарьерной среды и каких результатов удалось достичь. Но давайте поговорим о будущем, куда надо стремиться дальше, ведь в музеях продолжается оформление паспортов доступности.
— В московских, а затем и в некоторых российских музеях уже более 10 лет идет такая работа. Есть музеи-лидеры, но общая масса музеев, в которых время от времени принимали группы людей с инвалидностью по зрению, слуху, с ментальными нарушениями, проблемами опорно-двигательного аппарата, еще только приступает к разработке системы программ для этой категории посетителей, к адаптации зданий, разработке подходов к созданию универсального дизайна в экспозиции. Однако, я считаю, что именно на этом этапе необходимо понимать, что настало время решать проблему комплексно.
— Это значит, что надо делать все сразу? Возможно ли это в условиях ограниченности ресурсов — и финансовых, и кадровых?
— Я убеждена — с разной скоростью, но нужно одновременно идти в разных направлениях. И именно так делают Государственный музей истории религии1 (Санкт-Петербург), Музей современного искусства «Гараж» (Москва), Музей русского импрессионизма (Москва), в которых не просто создают специальные программы и адаптируют экспозицию, а думают над созданием условий для самореализации людей с инвалидностью музейными средствами.
Это работа может вестись разными путями: трудоустройство специалистов, имеющих инвалидность, например, как это практикуется в Музее-заповеднике «Царицыно»; привлечение психологов, реабилитологов и людей с разными группами инвалидности для проведения тренингов для персонала музея по психологии общения с посетителями, которым требуется дополнительное внимание; обучение сотрудников музея по образовательным программам (в том числе составленным специалистами с инвалидностью), учитывающим работу с данной категорией посетителей. Музеи могут активно содействовать включению людей с инвалидностью в социум, помочь каждому посетителю определить свое призвание в этом мире и понять, какой вклад в развитие общества он может сделать.