По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Уважаемые коллеги

Ключевые слова:

Традиционное вступление к номеру, который вы держите в своих руках, написано Ярославом Алешиным — руководителем московского Музея Вадима Сидура, входящего в Музейно-выставочное объединение «Манеж». На мой взгляд, многолетняя практическая деятельность и глубокие размышления помогли ему найти самые точные слова, объясняющие современные стратегии организации доступа к культурному наследию людей с инвалидностью.

Инклюзия или, проще говоря, включение людей с инвалидностью в текущий культурный процесс, в последние годы приобретает повсеместный характер. Однако именно в представлениях о принципиальной «особости» человека с инвалидностью — неких уникальных свойствах его тела, сознания, равно как и практик, производимых им самим, для или про него, коренится одна из основных проблем большинства проектов в этой области.

В XIX столетии физические и интеллектуальные качества человека с инвалидностью являлись, как правило, лишь негативной иллюстрацией в разговоре о социальной норме. Сегодня во многих странах подобные установки уже преодолены. Трансформации взглядов сопутствовало некое обратное оптическое искажение, превращающее инвалидность из негативной «стигмы» в оптимистический символ многообразия и открытости общества. Степень «инвалидности» человека определяется не характером его личных проблем, а тем, насколько социум готов видеть в нем своего полноправного и полноценного члена. Действительно, инвалидность — не закрепленное свойство определенной группы людей, не «идентичность», но огромный спектр социальных и физических уязвимостей, индивидуальное сочетание которых описывает каждого из нас.

Принято считать, что «безбарьерная среда» — пандусы, навигация на шрифте Брайля или сурдоперевод, то есть специальные приспособления, облегчающие человеку с инвалидностью доступ к нормальной жизни. Но чем в таком случае является лифт в многоэтажном здании? Или общественный транспорт для жителей современного мегаполиса? В конечном счете, безбарьерная среда — синоним самого общества.

Современный мир мыслит себя глобально, но в частной жизни большинства людей выглядит как непрерывная череда разрывов и барьеров. Уровень материального достатка, степень удаленности от экономических центров, характер традиций и воспитания, возрастная группа и состояние здоровья — все эти факторы образуют целостную картину культурного опыта человека, вернее, реальную «дорожную карту» стоящих перед ним препятствий. И положение музея как универсального пространства культуры, в котором выражена сама идея общества, на этой карте трудно переоценить.

Для Цитирования:
Е. Медведева, Уважаемые коллеги. Музей. 2017;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: