Каждый музейный посетитель по-своему особый: кто-то не видит ясно при контрастном освещении, кто-то работал на шумном производстве или переболел отитом, кого-то сегодня подводят суставы из-за плохой погоды. И это только физические ограничения! Кто-то не любит слушать и смотреть одновременно, кому-то важно обсуждать увиденное в процессе осмотра экспозиции, кто-то нуждается в дополнительной информации, кому-то важно побыть наедине с предметом и своим опытом. Всех «особенностей» не сосчитать, но как о них узнать? Ответ прост: изучать свою аудиторию.
Самая устойчивая и жизнеспособная система чаще всего имеет максимально простое устройство. Именно поэтому четыре года назад, когда возникла идея адаптировать музейное пространство для посетителей с инвалидностью, мы обратились к потенциальным партнерам среди них. Кажется, что достаточно желания и изучения специализированной литературы, чтобы обеспечить информационную и психологическую доступность музея для этой группы посетителей, но это не совсем так. Рассказывая о том, какой путь в этом направлении прошел наш музей, необходимо будет постоянно говорить о том, кто нам помогал, помогает или еще будет помогать, потому что доступность — это результат коллективных усилий.
В 2013 году количество перешло в качество: опыт отдельных выставочных проектов и разовых экскурсий для отдельных групп незрячих, неслышащих и имеющих интеллектуальные отклонения посетителей было решено оформить в программы. Этому способствовало участие в конкурсных проектах, которые поддерживались и поддерживаются благотворительными фондами. После проведения проектного семинара Лаборатории музейного проектирования, помимо базовых знаний, появилось самое важное понимание: нельзя сделать кому-то хорошо, не спросив у них — как. Самые большие ошибки рождаются из самых благих намерений.
Мы решили начать с малого, но очень сложного. Выбрали одну очень узкую категорию посетителей: учащиеся школ с глубокими интеллектуальными нарушениями. На деле оказалось еще труднее, чем могли предположить, но выбор оказался оправданным. Музей несколько лет подряд работал с активным педагогом из такой школы, и небольшая группа детей посетила все без исключения наши выставки и экскурсии. В результате мы поняли, насколько не системны знания, которые мы пытались вложить в их головы в течение нескольких лет.