Многие российские музеи сегодня стоят на пороге переезда. Для кого-то строят новое здание или фондохранилище, кому-то предстоит освободить постройки церковного назначения или нужно временно выехать на время реставрации. Регулирует ли этот процесс руководство Министерства культуры РФ? Мы обратились за разъяснениями к начальнику отдела Музейного фонда Департамента культурного наследия Н.В. Чечель.
Так считает заместитель директора по научно-фондовой работе, главный хранитель Государственного исторического музея, кандидат исторических наук М.В. Чистякова, с которой мы беседовали в рамках подготовил этого номера.
Н.А. Абакумова, ранее возглавлявшая Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье, а ныне директор Государственного музея истории космонавтики в Калуге, дважды столкнулась с процессом модернизация музеев, а следовательно, и перемещением их коллекций. Своим опытом она делится с теми, кому это предстоит.
Проблема ежегодного увеличения количества экспонируемых предметов стоит сейчас перед каждым музеем. Способов ее решения достаточно — обновления экспозиции, увеличение количества выставочных проектов, открытие запасников. А что делать, если музей закрыт на реконструкцию, находится в стадии переезда или размещения на временных площадках? Из опыта московского Политехнического музея по созданию «гостевых экспозиций» на партнерских площадках.
Проблема перемещения «музейных гигантов» знакома многим музеям. В экспозициях Государственного музея-заповедника «Куликово поле» можно увидеть бытовую и гончарные печи, домницу, вес которых превращает тонну. В статье пойдет речь о том, какой путь совершают уникальные археологические находки, чтобы обрести новую жизнь в музее.
Лондонский Музей естественной истории приступил к реализации одного из самых масштабных за последние годы проектов: большому турне самого известного экспоната — копии скелета диплодока, знаменитого Диппи, который почти 40 лет стоял в центральном зале музея и был первым, что видел каждый входящий посетитель.
Юбилейный выставочный проект «Уроки революции» Красноярского краевого краеведческого музея поставил задачу привлечения аудитории к размышлению, обсуждению и анализу событий, которые потрясли Россию 100 лет назад. Он побуждает сделать выводы и извлечь уроки.
К 100-летнему юбилею события, во многом определившего историю XX века, Швейцарский национальный музей и Немецкий исторический музей приурочили проведение временных выставок.
.Экспозиция, которую представляет автор статьи, посвещена героической истории Албазинского острога — первого укрепленного поселения русских на Амуре в XVII веке. Она была создана в рамках плана мероприятий Федеральной целевой программы «Культура России»
Одна из возможностей сохранения высокого уровня экспозиций по палеонтологии, по мнению автора, — партнерству между профессиональными учеными, музеями, в особенности региональными, и любителями палеонтологии, организация музейных коллоквиумов, лекториев и семинаров с участием всех заинтересованных сторон.
Автор статьи показывает, что привлечь внимание посетителя к произведениям изобразительного искусства, сделать экспозицию более доступной для всех слоев общества можно с помощью метода театрализации, который успешно применяется в деятельности Серпуховского историко-художественного музея.
Более 10 лет сектор музейной педагогики Музея «Исаакиевский собор» реализует разнообразные культурно-образовательные программы для детской аудитории, в том числе в помощь учебной программе по предметам «Основы религиозной культуры и светской этики», «История и культура Санкт-Петербурга», «История России».
В 2016 году в Череповце завершилось создание Музея металлургической промышленности. Этот новый музейный объект Вологодчины называют информационным порталом, связывающим прошлое, настоящее и будущее.
Статья посвящена некоммерческому проекту Военно-медицинского музея «Школа музейного мастерства», который нацелен на повышение профессиональной компетенции сотрудников музеев Санкт-Петербурга.