По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Из пережитого и переживаемого

Наталья Абакумова Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского, Калуга
Ключевые слова:

Н.А. Абакумова, ранее возглавлявшая Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим» в Подмосковье, а ныне директор Государственного музея истории космонавтики в Калуге, дважды столкнулась с процессом модернизация музеев, а следовательно, и перемещением их коллекций. Своим опытом она делится с теми, кому это предстоит.

В истории и современной жизни музеев бывают судьбоносные события, которые хотя имеют разную природу, но всегда сопряжены с проблемами и задачами сохранения музейных предметов и соблюдением главного принципа — В «не навреди». Это могут быть драматические моменты, когда необходимо эвакуировать музейные собрания, в составе которых хранятся настоящие реликвии, из-за внешних угроз. Случаются и счастливые, но очень ответственные и трудные периоды, связанные с развитием музеев, реконструкцией, модернизацией музейных зданий и фондохранилищ или строительством новых.

Государственный историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим», один из авторитетных и известных музеев Московской области, который в 2015 году отметил свое 95-летие, немало претерпел за свою историю1 . Он был разорен в 1941 году немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации города Истры, но за послевоенное время восполнил и преумножил свои исторические и художественные коллекции. В 1994 году Правительством РФ было принято постановление о поэтапной передаче памятников Нового Иерусалима РПЦ, а в 2008 году — о полном выводе музея с территории монастырского комплекса.

В связи с передачей ансамбля Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря РПЦ и началом проведения крупномасштабных реставрационных работ на объекте музей столкнулся с рисками расформирования и проблемами его сохранения, необходимостью вывода фондов и всех служб с территории монастырского ансамбля.

С целью сохранения и развития музея правительством Московской области была принята государственная инвестиционная программа, началось строительство нового музейного здания — с фондохранилищем, экспозиционными и выставочными площадями, современной инфраструктурой.

Однако сроки завершения строительства нового здания музея серьезно отставали от темпов проведения реставрационных работ на монастырских объектах Нового Иерусалима. Ввиду сложности ситуации, когда мы опасались расформирования коллекций музея и потери части государственной собственности, музей работал практически на строительно-реставрационной площадке.

Для Цитирования:
Наталья Абакумова, Из пережитого и переживаемого . Музей. 2017;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: