Парадокс нашего времени заключается в том, что, хотя спрос на музейную продукцию не пропал, ожидания публики изменились. Это диктует необходимость находить такие коммуникативные модели деятельности, которые были бы адекватны ожиданиям посетителей, способствовали бы возникновению и развитию у них познавательного интереса, пробуждали бы активность восприятия. Представляется неслучайным обращение музеев к методу театрализации, особенно если выдвигаются задачи организации досуга посетителей, привлечения внимания к каким-либо актуальным проблемам.
Под методом театрализации подразумевается способ интерпретации музейной информации с применением театральных атрибутов (сценария, элементов режиссуры, ролей и т.д.). Театрализованные экскурсии и костюмированные праздники музеев давно стали нормой, особенно в музеях-усадьбах, в исторических и литературных музеях.
Практика Серпуховского историко-художественного музея доказала, что методы театрализации применимы и в рамках художественной экспозиции.
Премьера этой экскурсии, которая стала визитной карточкой Серпуховского музея, состоялась в 2012 году. В ее основе лежит традиционное для России развлечение XIX — начала XX века — создание «живых картин», то есть статических мизансцен на тему известных живописных полотен или скульптур. Такой вид проведения досуга входил в программу балов и домашних праздников дворянства, творческой интеллигенции и студенчества. Сцены были немыми и давали возможность продемонстрировать во всем блеске грацию их участников.
Однако во время театрализованной экскурсии в Серпуховском музее герои картин произносят монологи, общаются друг с другом и со зрителями. Например, в сцене, посвященной картине И.М. Прянишникова «В ожидании шафера», развивается диалог свахи и отца невесты. Это помогает участникам экскурсии понять сюжет картины и поразмышлять на тему «неравного брака». В зале, посвященном творчеству художников-передвижников, зрителей ждет «сошедшая» с картины Н.А. Ярошенко цыганка, которая предлагает погадать и унести на память пожелания любви и добра.