— Наталья Васильевна, есть ли в Министерстве культуры РФ какой-то документ, который обеспечивает правила переезда музеев из одного здания в другое? Защищает ли он музейные коллекции и директоров музеев, на которых нередко оказывается давление по поводу сроков выезда?
— Нет такого документа, ничего, кроме Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР, введенной в действие с 1 октября 1985 года.
— Нужен ли он, с вашей точки зрения?
— В целом инструкция оговаривает все, что нужно делать. Конечно, в ней все описано с точки зрения музея. С точки зрения административных решений, разработки современного бизнес-плана она ответов не дает. В Министерстве культуры сейчас очень много работы, а в отделе Музейного фонда работают всего три человека, на все нас просто не хватает. Мы видим свою задачу в том, чтобы заполнить основные «лакуны» необходимыми нормативными и методическими документами, в прошлом году подготовили Методические рекомендации по вопросам страхования музейных предметов. Кроме того, нам нужно интегрировать музейные нормативные акты в общероссийское законодательство. Да и особенности каждого переезда настолько индивидуальны, что создать единый регламент, скорее всего, невозможно.
Все переезжающие музеи сталкиваются с одними и теми же проблемами — недостаточным финансированием, нереальными сроками для упаковки и перемещения коллекции, с нерешенными, как правило, вопросами оборудования мест для перемещения фондов. И все же мы, как учредители, предполагаем, что директора музеев, которым предстоит переезд, должны изучать чужой опыт. Перед переездом Политехнического группа сотрудников посетила три крупнейших технических музея в Европе, которые также стояли перед аналогичными задачами и находились в разных стадиях переезда.
Технический музей в Праге тогда только что открылся после переезда фондохранилищ в пригороды, и была возможность проанализировать результат, в том числе допущенные ошибки. Технический музей Вены переезжал в экстренном порядке, после того как у него внезапно рухнул купол, и, конечно, перемещение музея было авральным.