Письменные обращения людей в контролирующие органы с жалобами на качество организации медпомощи — самый массовый и доступный способ защиты гарантированного в РФ государством права на охрану здоровья. В среднем по РФ до 46 % таких жалоб являются достаточно обоснованными. Результаты рассмотрения обращений граждан с жалобами создают предпосылки для формирования системы управления качеством медпомощи. В рамках исследования изучалась структура письменных обращений населения в страховую медорганизацию с жалобами на организацию травматолого-ортопедической помощи и определенных в процессе целевой экспертизы дефектов оказания медпомощи. Письменные обращения населения с жалобами на качество специализированной травматолого-ортопедической помощи по большей части поступают от пациентов, которые получают медпомощь в городских медучреждениях (63,8 %; n = 30; р < 0,05). В большей части обращений указано от одной до трех причин (всего 133 причины), которые послужили основанием для жалобы (n = 35; 74,4 %; р < 0,05). Во время целевой экспертизы ненадлежащее качество медпомощи зарегистрировано в 89,4 % (n = 42), а жалобы признаны обоснованными. Среди выявленных дефектов большую часть составляют проблемы с клинической, инструментальной и лабораторной диагностикой (58,9 %, р < 0,05). В целях эффективного рассмотрения письменных обращений населения с жалобами на качество травматолого-ортопедической помощи необходимо организовать комплексный подход с привлечением представителей администрации медицинского учреждения, регионального министерства здравоохранения, страховой медорганизации. В целях предупреждения жалоб и улучшения качества травматолого-ортопедической помощи требуется продолжение разработки федеральных стандартов и клинических рекомендаций по оказанию медпомощи, модернизация алгоритмов ее оказания в медорганизациях, формирование на уровне субъекта РФ банка металлоконструкций для их своевременного предоставления в медорганизации.