По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Оценка обеспеченности ресурсами медицинских учреждений Москвы, которые оказывают амбулаторную помощь по психиатрическому профилю

Исследование проводилось в целях анализа перспектив и путей развития амбулаторной психиатрической службы г. Москвы при помощи анализа показателей ее функционирования, ресурсообеспеченности в динамике за восьмилетний период с (2010 по 2017 г.). Отмечено, что в процессе преобразований были устранены диспропорции по числу прикрепленного населения территориальных психиатрических объединений (ТПО), существенно увеличилась обеспеченность людей местами в дневных стационарах. Выявилась тенденция к увеличению показателя обеспеченности населения взрослыми и подростковыми участковыми психиатрами. Кроме того, отмечено превышение рекомендованных предельных значений коэффициента совместительства персонала территориальных психиатрических объединений. Проведенное исследование подтверждает необходимость устранения недостатка кадровых ресурсов, недостаточности площадей и их нерациональной эксплуатации в ряде амбулаторных психиатрических подразделений.

Литература:

1. Европейская декларация по охране психического здоровья. ВОЗ (2005). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/107625/ E85445R.pdf;jsessionid=B2A38C52FAA70 F094414E5B79B39D71C?sequence=3.

2. Европейский план действий по охране психического здоровья. ВОЗ (2013). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.euro.who.int/__data/assets/pdf_ file/0004/195187/63wd11r_MentalHealth-3.pdf.

3. Комплексный план действий в области психического здоровья на 2013–2020 гг. ВОЗ (2013) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.who.int/iris/ handle/10665/151502.

4. Кораблев В. Н. Оценка результативности и эффективности системы здравоохранения и медицинских организаций. — Хабаровск: Дальневосточный государственный медицинский университет, 2015. — 236 с.

5. Трудовой кодекс РФ. — М.: Изд-во «Норматика», 2016. — 208 с.

6. Чуркин А. А. Социальные аспекты организации психиатрической помощи и охраны психического здоровья // Российский психиатрический журнал. — 2012. — № 6. — С. 4–10.

7. Caplan G, Caplan R. Principles of community psychiatry // Community Mental Health Journal. 2000; 36 (1): 7–24.

8. Lehman AF. A quality of life interview for the chronically mentally ill // Evaluation and program planning. 1988; 11 (1): 51–62.

9. Munk-Jorgensen P, Tansella M. Hospital and community based psychiatry: a comparative study between a Danish and an Italian psychiatric service // International Journal of Social Psychiatry. 1986; 32 (2): 6–15.

Учитывая увеличивающееся глобальное бремя психических заболеваний, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) подтверждает целесообразность стратегических действий в сфере охраны психического здоровья с приоритетом развития услуг вне стационара, их интеграцией в первичное медико-санитарное звено. Для обеспечения доступной, социально-ориентированной психиатрической помощью, увеличения качества профильной медпомощи, более эффективного применения потенциала столичной психиатрической службы в 2010 г. был дан старт реформированию службы, включающему реорганизацию стационарного и амбулаторного звеньев.

До начала преобразований в 2010 г. психиатрическая служба Москвы представляли 16 специализированных стационаров и 24 психоневрологических диспансера (ПНД). В период с 2010 по 2016 г. психоневрологические диспансеры присоединены к психиатрическим больницам (ПБ) как филиалы с образованием территориальных психиатрических объединений. Параллельно с этим сокращен, а также частично перепрофилирован коечный фонд психиатрических больниц (часть ПБ реорганизована в стационары социального обслуживания (иными словами, в психоневрологические интернаты), переданные в ведомство Департамента труда и соцзащиты населения (ДТСЗН)).

Как следствие модификаций, к 2018 г. структуру психиатрической службы Москвы составляют государственные бюджетные учреждения здравоохранения — психиатрические больницы (ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 1 им. Н. А. Алексеева Департамента здравоохранения г. Москвы», ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П. Б. Ганнушкина Департамента здравоохранения г. Москвы», ГБУЗ «Психиатрическая больница № 13 Департамента здравоохранения г. Москвы», ГБУЗ «Психиатрическая клиническая больница № 5 Департамента здравоохранения г. Москвы»), научно-практические центры (ГБУЗ «Научно-практический психоневрологический центр им. З. П. Соловьева», ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой»), стационарные организации соцобслуживания ДТСЗН, учреждения, не затронутые реформой: соматопсихиатрические (психосоматические) отделения многопрофильных стационаров (ГБУЗ «Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н. В. Склифосовского», ГБУЗ «Городская клиническая больница им. С. П. Боткина», ГБУЗ «Городская клиническая больница № 67 им. Л. А. Ворохобова», ГБУЗ «Городская клиническая больница им. А. К. Ерамишанцева», ГБУЗ «Городская клиническая больница № 1 им. Н. И. Пирогова»), ГБУЗ «Центр патологии речи и нейрореабилитации» и учреждения, которые не входят в структуру департаментов правительства г. Москвы (федеральные, ведомственные, негосударственные учреждения).

Для Цитирования:
Шишкина Анастасия Сергеевна, Оценка обеспеченности ресурсами медицинских учреждений Москвы, которые оказывают амбулаторную помощь по психиатрическому профилю. Экономист лечебного учреждения. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: