По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Особенности финансирования здравоохранения в регионах

Реформирование системы финансирования российского здравоохранения привело к появлению новых источников инвестирования в эту отрасль и перераспределению пропорций финансирования. Здравоохранение играет первостепенную роль для благосостояния общества, оно оказывает прямое воздействие на социально-экономические показатели развития страны за счет уровня здоровья граждан. В рамках данной статьи были проанализированы главные факторы, от которых зависят объемы и источники финансирования системы здравоохранения в Иркутской области. Были выделены ключевые перспективы и основные тенденции развития системы в регионе.

Литература:

1. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 06.02.2019) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons (дата обращения: 08.04.2019).

2. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons (дата обращения: 08.04.2019).

3. Постановление правительства Иркутской области от 24.10.2013 № 457-пп (ред. от 28.12.2018) «Об утверждении государственной программы Иркутской области «Развитие здравоохранения» на 2014–2020 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 10.04.2019).

4. Макарочкина М. В. Влияние способов финансирования региональной системы здравоохранения на методические подходы к расчету стоимости медицинской услуги // Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. статей международной науч.-практ. конф.: в 4 ч. — 2017. — С. 144–152.

5. Указ президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 10.04.2019).

6. Федеральный закон от 30.11.2011 № 354-ФЗ (ред. от 28.11.2018) «О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 10.04.2019).

7. Закон Иркутской области от 17.12.2008 № 106-оз «О социальной поддержке отдельных групп населения в оказании медицинской помощи в Иркутской области» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 10.04.2019).

8. Агеева Е. В. Финансирование национальных систем здравоохранения: поиск новых подходов // Экономика и предпринимательство. — 2018. — № 3 (92). — С. 1276–1281.

9. Кулижская Ж. С., Леванчук А. В. Проблемы определения достаточного уровня финансирования здравоохранения в РФ // Аюшиевские чтения. Финансово-кредитная система: опыт, проблемы, инновации. Материалы международной науч.-практ. конф.: в 2 т. — 2016. — С. 40–47.

10. Сугарова И. В. Содержание бюджетного планирования расходов // Тerraeconomicus. — 2013. — Т. 11, № 3–3. — C. 74–78.

11. Макарочкина М. В. Становление и развитие государственной системы управления здравоохранением в России // Проблемы организации органов государственной власти и местного самоуправления: история, теория, практика и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 235–245.

12. Пикулова Н. В., Гуляева Л. В. Некоторые аспекты определения эффективности в здравоохранении // Модернизация экономики и образовательной системы сибирских регионов: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. — 2011. — С. 81–86.

Система здравоохранения — это важнейшее направление развития нашей страны, одна из наиболее приоритетных социальных сфер. Основа системы финансирования, ее регламент изложены в соответствующих федеральных законах: «Об обязательном медицинском страховании», «Об основах охраны здоровья граждан». Вышеуказанные законы позволили провести строгие границы и разграничить полномочия в системе охраны здоровья и ОМ С между муниципальной и государственной властью.

С помощью данных законов были установлены источники финансирования здравоохранения, органы, которые должны инвестировать в проведение мероприятий в сфере охраны здоровья. В Иркутской области, на примере которой было проведено данное исследование, действует региональный закон «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», который позволяет систематизировать и упорядочить отношения между муниципальными и региональными властями в регионе.

В исследованиях, посвященных изучению особенностей финансирования системы здравоохранения в регионах, отмечаются изменения данной системы и ее модернизация. В Иркутской области медицинские учреждения предоставляют бесплатную медицинскую помощь на основании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи из средств федерального, местного бюджета, а также за счет средств фонда ОМС.

За период с 2010 по 2018 г. расходы на здравоохранения в Иркутской области выросли с 21,1 млрд руб. до 52,6 млрд руб. Изменились не только объемы финансирования, но и структура источников денежных средств. К 2010 г. на средства ОМС приходилось 43,8 % всех средств, потраченных на развитие здравоохранения. На бюджетные источники приходилось 56,2 %, в том числе из них 16,4 % — из федерального бюджета, 16,4 % — из регионального, 23,4 % –средства местных бюджетов. В 2018 г. на долю средств ОМС приходилось уже 74,9 %, из федерального бюджета на развитие здравоохранения было потрачено 3,4 %, из регионального — оставшиеся 21,7 %.

Такая динамика объясняется целым рядом внешних причин и влиянием ряда факторов. Во-первых, соответствующим федеральным законом за государственными органами власти закреплены полномочия по организации предоставления населению высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и скорой специализированной, паллиативной и других видов помощи в медицинских учреждений, которые непосредственно подчиняются государству. Региональные власти при этом имеют право передавать полномочия вышеуказанным органам местного самоуправления вместе с соответствующими ресурсами.

Для Цитирования:
Овчинникова Александра Павловна, Особенности финансирования здравоохранения в регионах. Экономист лечебного учреждения. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: