Система здравоохранения — это важнейшее направление развития нашей страны, одна из наиболее приоритетных социальных сфер. Основа системы финансирования, ее регламент изложены в соответствующих федеральных законах: «Об обязательном медицинском страховании», «Об основах охраны здоровья граждан». Вышеуказанные законы позволили провести строгие границы и разграничить полномочия в системе охраны здоровья и ОМ С между муниципальной и государственной властью.
С помощью данных законов были установлены источники финансирования здравоохранения, органы, которые должны инвестировать в проведение мероприятий в сфере охраны здоровья. В Иркутской области, на примере которой было проведено данное исследование, действует региональный закон «Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области», который позволяет систематизировать и упорядочить отношения между муниципальными и региональными властями в регионе.
В исследованиях, посвященных изучению особенностей финансирования системы здравоохранения в регионах, отмечаются изменения данной системы и ее модернизация. В Иркутской области медицинские учреждения предоставляют бесплатную медицинскую помощь на основании Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания медпомощи из средств федерального, местного бюджета, а также за счет средств фонда ОМС.
За период с 2010 по 2018 г. расходы на здравоохранения в Иркутской области выросли с 21,1 млрд руб. до 52,6 млрд руб. Изменились не только объемы финансирования, но и структура источников денежных средств. К 2010 г. на средства ОМС приходилось 43,8 % всех средств, потраченных на развитие здравоохранения. На бюджетные источники приходилось 56,2 %, в том числе из них 16,4 % — из федерального бюджета, 16,4 % — из регионального, 23,4 % –средства местных бюджетов. В 2018 г. на долю средств ОМС приходилось уже 74,9 %, из федерального бюджета на развитие здравоохранения было потрачено 3,4 %, из регионального — оставшиеся 21,7 %.
Такая динамика объясняется целым рядом внешних причин и влиянием ряда факторов. Во-первых, соответствующим федеральным законом за государственными органами власти закреплены полномочия по организации предоставления населению высокотехнологичной медицинской помощи, в том числе и скорой специализированной, паллиативной и других видов помощи в медицинских учреждений, которые непосредственно подчиняются государству. Региональные власти при этом имеют право передавать полномочия вышеуказанным органам местного самоуправления вместе с соответствующими ресурсами.