По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Анализ жалоб пациентов на организацию травматолого-ортопедической помощи и результаты экспертной оценки качества медпомощи

Письменные обращения людей в контролирующие органы с жалобами на качество организации медпомощи — самый массовый и доступный способ защиты гарантированного в РФ государством права на охрану здоровья. В среднем по РФ до 46 % таких жалоб являются достаточно обоснованными. Результаты рассмотрения обращений граждан с жалобами создают предпосылки для формирования системы управления качеством медпомощи. В рамках исследования изучалась структура письменных обращений населения в страховую медорганизацию с жалобами на организацию травматолого-ортопедической помощи и определенных в процессе целевой экспертизы дефектов оказания медпомощи. Письменные обращения населения с жалобами на качество специализированной травматолого-ортопедической помощи по большей части поступают от пациентов, которые получают медпомощь в городских медучреждениях (63,8 %; n = 30; р < 0,05). В большей части обращений указано от одной до трех причин (всего 133 причины), которые послужили основанием для жалобы (n = 35; 74,4 %; р < 0,05). Во время целевой экспертизы ненадлежащее качество медпомощи зарегистрировано в 89,4 % (n = 42), а жалобы признаны обоснованными. Среди выявленных дефектов большую часть составляют проблемы с клинической, инструментальной и лабораторной диагностикой (58,9 %, р < 0,05). В целях эффективного рассмотрения письменных обращений населения с жалобами на качество травматолого-ортопедической помощи необходимо организовать комплексный подход с привлечением представителей администрации медицинского учреждения, регионального министерства здравоохранения, страховой медорганизации. В целях предупреждения жалоб и улучшения качества травматолого-ортопедической помощи требуется продолжение разработки федеральных стандартов и клинических рекомендаций по оказанию медпомощи, модернизация алгоритмов ее оказания в медорганизациях, формирование на уровне субъекта РФ банка металлоконструкций для их своевременного предоставления в медорганизации.

Литература:

1. Васильев Е. А., Жуков С. Г., Борщук Е. Л. Региональная система контроля качества оказания медицинской помощи в Оренбургской области // Менеджмент качества в сфере здравоохранения и социального развития. — 2011. — № 4. — С. 114–116.

2. Кораблев В. Н., Дементьева Е. Л. Система показателей оценки эффективности медицинской помощи в здравоохранении // Дальневосточный медицинский журнал. — 2014. — № 4. — С. 94–98.

3. Матыцин Н. О., Богачанская Н. Н., Слюсарь И. В., Аверченко Е. А., Баранов А. И., Казакова А. А. Анализ факторов, определяющих качество медицинской помощи: использование социологического опроса врачей // Социология медицины. — 2014. — № 13 (2). — С. 37–42.

4. Нонукова И. В., Уцаева Н. П. Работа с обращениями граждан, поступившими в 2011 г. в Управление Росздравнадзора по Республике Алтай // Вестник Росздравнадзора. — 2012. — № 2. — С. 27–32.

5. Перепечина И. О., Перепечин Д. В., Смирнова Д. В. Споры и конфликтные ситуации в связи с ненадлежащим оказанием медицинской помощи и юридическая практика их разрешения // Исследования и практика в медицине. — 2015. — № 1. — С. 72–75.

6. Рафикова Ю. С., Аламов И. Л. К вопросу об информированности граждан и медицинских работников об изменениях в медицинском законодательстве // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 10. — С. 108–111.

7. Светличная Т. Г., Цыганова О. А., Зинькевич В. К. Медико-правовой анализ обращений пациентов в государственные и муниципальные органы власти // Экология человека. — 2010. — № 2. — С. 50–53.

8. Строганова О. Б. Опыт работы страховых представителей в стационарных учреждениях здравоохранения // Экология человека. — 2011. — № 2. — С. 2327.

9. Сычева М. А. Обращение в страховую медицинскую организацию как способ защиты прав застрахованных в системе обязательного медицинского страхования // Вестник университета. — 2015. — № 1. — С. 242–245.

10. Тучик Е. С., Кильдюшов Е. М., Лядова М. В., Гусева С. В. Анализ причин неблагоприятных исходов и профессиональных ошибок в травматологии по материалам комиссионных судебно-медицинских экспертиз // Московский хирургический журнал. — 2015. — № 3. — С. 16–19.

11. Ходакова О. В., Шильникова Н. Ф., Куйдина Н. А. Оценка факторной обусловленности правовой информированности врачей в области законодательства об охране здоровья граждан // Сибирский медицинский журнал (г. Иркутск). — 2013. — № 3. — С. 138–141.

12. Щедренок В. В., Яковенко И. В., Орлов С. В. Результаты экспертизы качества медицинской помощи при сочетанной позвоночно-спинальной травме // Травматология и ортопедия России. — 2010. — № 5. — С. 102–105.

Письменные обращения населения в страховые медорганизации с жалобами на качество организации медпомощи — самый массовый и доступный способ защиты гарантированного в РФ права на охрану здоровья и получение медпомощи в системе ОМС. Российские исследователи отмечают существенное увеличение количества обращений с жалобами в разные контролирующие органы, включая страховые медорганизации. Большинство обращений вызвано нарушением прав людей на оказание бесплатной медпомощи, плохой организацией работы медицинских учреждений, нарушением этики и деонтологии со стороны медработников. Третье место среди обратившихся с жалобами к страховым представителям в медорганизациях г. Санкт-Петербурга занимают пациенты травматолого-ортопедического профиля. В среднем по России 46 % жалоб на качество медпомощи являются обоснованными. В отдельных субъектах процент обоснованных жалоб может достигать 80 %. Наличие обоснованных жалоб следует рассматривать как один из критериев оценки качества организации медпомощи. Обоснованность жалоб на качество медпомощи также подтверждают выводы судебно-медицинских экспертиз, которые выполнены в порядке гражданского и уголовного судопроизводств, в том числе и связанных с оказанием медпомощи пациентам с травмами. Результаты рассмотрения обращений людей с жалобами стимулируют развитие системы управления качеством медпомощи и решение конфликтов в досудебном порядке.

В рамках исследования изучалась структура письменных обращений людей в страховую медорганизацию с жалобами на специализированную травматолого-ортопедическую помощь в медучреждениях субъекта РФ и выявленных в ходе целевой экспертизы дефектов оказанной им медпомощи.

Исследование проводилось в Ставропольском крае. Численность населения — 2801,6 тыс. человек. Базовая страховая медицинская организация (СМО) охватывает до 75 % граждан Ставропольского края, получающих медпомощь в системе ОМС. В исследование были включены те письменные обращения в базовую СМО, какие нуждались при рассмотрении в привлечении экспертов качества медпомощи по специальности «травматология и ортопедия». Каждый год в СМО поступает от 5 до 11 обращений, которые соответствуют этому критерию. В исследование было включено 47 обращений граждан, которые поступили в период с 2011 по 2016 г.

Для Цитирования:
Ивашкевич Ксения Ивановна, Анализ жалоб пациентов на организацию травматолого-ортопедической помощи и результаты экспертной оценки качества медпомощи. Экономист лечебного учреждения. 2019;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: