Аутсорсинг является эффективным инструментом, использование которого позволяет оптимизировать расходы организации вне зависимости от сферы ее деятельности. Его сущность заключается в том, чтобы передавать определенные функции сторонним компаниям, которые смогут выполнить работу эффективнее и дешевле. Использование аутсорсинга позволяет увеличить производительность, функции на аутсорсинг обычно передаются на долговременной основе.
Важной особенностью такого подхода к работе является то, что аутсорсинг предполагает отсутствие взаимозависимости между исполнителем (аутсорсером) и заказчиком, т. е. обе стороны не принимают участия в текущей деятельности друг друга. Эффективность сотрудничества напрямую зависит от уровня доверия между сторонами, степени удовлетворенности от совместной работы. Отношения между аутсорсером и заказчиком оформляются в виде гражданско-правового договора, в качестве предмета договора обозначается процесс предоставления услуг или выполнения работ.
Система аутсорсинга имеет как преимущества, которые рассматриваются в основном с позиции экономических выгод, так и ряд недостатков. К достоинствам следует отнести сокращение расходов, перераспределение финансовых ресурсов, экономию рабочего времени, сокращение объемов инвестиций в неосновные фонды, возможность гибко и своевременно реагировать на рыночные и внутренние изменения и пр. Недостатки заключаются прежде всего в зависимости от внешнего исполнителя и рисках, сопряженных с этим. Качество работ может быть низким, аутсорсер может не исполнить требования контракта, система управления организацией становится более сложной.
Кроме того, можно выделить несколько системных трудностей и проблем, которые нередко сопутствуют использованию механизма аутсорсинга в российских реалиях. Эти проблемы препятствуют внедрению данного механизма в деятельность компаний в нашей стране. Речь идет о следующих трудностях:
– негативный опыт использования опций аутсорсинга в различных учреждениях, что приводит к высокому уровню недоверия заказчиков;