Расстройство аутистического спектра (РАС)
— сложное нарушение развития, основными
признаками которого являются качественные
нарушения социального взаимодействия,
вербальной и невербальной коммуникации, а
также ограниченные, повторяющиеся и
стереотипные формы поведения, интересов и
видов деятельности. Перечисленные
особенности развития указывают на то, что
ребенок нуждается в организации
психосоциального сопровождения,
включающего создание специальных условий,
форм и методов коррекционного воспитания и
обучения ребенка, предоставление
необходимой помощи его семье. Проблема
детей с РАС в России усугубляется тем, что
реабилитация и педагогическое
сопровождение таких детей недоступно в
должной мере. Недостаточное количество
специализированных учреждений, нехватка
специалистов, неэффективная реализация
инклюзии — всё это снижает шансы таких
детей на получение эффективной, доступной
реабилитации и качественного образования.
В такой реабилитации нужна постоянная
система, особый подход, применяющийся во
всех сферах данной реабилитации:
социальной, физической, психологической и
т. д. В реабилитации детей с РАС
эффективными считаются такие программы,
которые включают в себя комплекс мер,
направленных на поведенческую коррекцию,
на предотвращение нежелательного
поведения ребенка; методики, развивающие
вербальные навыки коммуникации, обучающие
социальному взаимодействию; методики,
позволяющие также развить физические
способности, особенно координацию и
пространственную ориентацию.