По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.4–056.24:591.6 DOI:10.33920/pol-01-2310-07

Зоотерапия в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Прошкина Анастасия Алексеевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: proshkina.nastysha09@mail.ru, ORCID 0009-0005-4126-3944
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х

Дети с ОВЗ испытывают значительные трудности в организации своей учебной, коммуникативной деятельности, поведения в силу имеющихся особенностей развития, а также соматических заболеваний. Такие дети имеют проблемы социализации, психоэмоциональной сферы (они тревожны, ранимы, болезненно реагируют на изменение жизненных обстоятельств, склонны к частой смене настроения). Также у них ограничены представления об окружающем мире, слаборазвиты высшие психические функции. Целью социальной реабилитации является восстановление утраченных или не полученных в ходе социализации навыков и умений выполнения социальных функций, отношений и ролей. Одним из средств социальной реабилитации является зоотерапия, которая основана на взаимодействии человека с животным. Зоотерапия включает в себя различные направления: иппо-, канис-, дельфино-, фелинотерапию и т. д. Терапия с животными оказывает положительное влияние на детей с ограниченными возможностями: стабилизирует эмоциональное состояние, снижает уровень тревожности и стресса, способствует развитию коммуникативных навыков, а также развитию морально-нравственных качеств.

Литература:

1. Бердышева И.А. К вопросу применения иппотерапии для детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной виртуальной научно-практической конференции, Мурманск, 02–30 ноября 2015 года. — 2016: 34–38.

2. Васильченко А. Е., Кузнецова О.В. Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018; 9: 22–26.

3. Демкина Е.В., Дидухова С.К., Дети с ограниченными возможностями здоровья как объект социальной работы: материалы XIII Международной научной конференции молодых ученых и аспирантов. — 2016: 210–214.

4. Илларионов С.В. Психолого-педагогическая работа с семьями, воспитывающими детей с ОВЗ: сборник материалов международной научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 09–10 июня 2016 года. — 2016: 165–173.

5. Колбасин А.В. Анималотерапия как этап развития, социализации и реализации потенциала детей с ОВЗ. Научные исследования в зоологических парках. 2020; 35: 188–193.

6. Косова М.В. Зоотерапия как способ развития для детей с ОВЗ: материалы Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых и их наставников, Тверь, 26–27 апреля 2022 года. — 2022: 198–202.

7. Кукава С. Г. Опыт применения инновационных методов социальной работы с детьми, имеющими ограниченными возможностями здоровья: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Красноярск, 19 мая 2017 года. — 2017: 985–986.

8. Макарова Л.Н. Анималотерапия как нетрадиционная форма двигательной активности детей с ОВЗ в рамках адаптивной физической культуры. Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2019; 18, 3 (41): 56–61.

9. Моховая А. Т. Создание программы с лечебно-образовательной интеграцией детей с ОВЗ для социальной и личностной адаптации с использованием иппотерапии: сборник статей научных докладов по итогам Всероссийской студенческой научной конференции, Москва, 31 марта 2022 года. — 2022: 380–386.

10. Перелыгина В. Г. Анималотерапия: опыт применения отдельных видов в социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 30-летию социальной работы в России, Улан-Удэ, 04 июня 2021 года. — 2021: 207–210.

11. Перелыгина В. Г. Виды анималотерапии и опыт их применения в социальной адаптации детей с ОВЗ: сборник материалов XXV Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных, Сыктывкар, 21–23 марта 2021. — 2021: 53–56.

12. Соболева Ю.В. Социально-психологическая абилитация детей с диагнозами аутизм и ДЦП с помощью адаптивной физической культуры по методу канистерапии (опыт центра зоотерапии «Дверь в лето»): материалы Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 22 февраля 2017 года. — 2017: 221–225.

13. Таенкова А.А. Инновационные возможности природотерапии (зоотерапии) в социализации детей с ОВЗ и инвалидностью: материалы Международной научно-практической конференции, Махачкала, 16 декабря 2021 года. — 2021: 34–40.

14. Таурова Д.А. Иппотерапия как эффективный метод реабилитации детей с ОВЗ: сборник научных статей 10-й Международной молодежной научной конференции, Курск, 21–22 апреля 2022 года. — 2022: 373–375.

15. Уланова Т.А. Иппотерапия как вспомогательный метод реабилитации детей с ОВЗ: материалы VI Всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием. В 2 ч., Новосибирск, 22–24 ноября 2017 года. — 2017: 258–259.

16. Шарафиева А.Э. Анималотерапия в коррекционной работе с детьми ОВЗ. Гуманитарные научные исследования. 2019; 6 (94): 9.

17. Конный клуб «Аллюр» [электронный ресурс]. — URL: http://allur-club.ru

18. Оздоровительный конный центр «Солнечный остров» [Электронный ресурс]. — URL: http://sunny.spb.ru

19. Центр иппотерапии «Добрая лошадка» [Электронный ресурс]. — URL: http://добраялошадка74.рф

20. Социально-реабилитационный центр «Парус надежды» [Электронный ресурс]. — URL: https://помощдетям.рф

1. Berdysheva I.A. K voprosu primeneniia ippoterapii dlia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [On the issue of the use of hippotherapy for children with disabilities] // Proceedings of the International Virtual Scientific and Practical Conference, Murmansk, November 02–30, 2015. — 2016. — P. 34–38. (In Russ.)

2. Vasilchenko A. E., Kuznetsova O.V. Osobennosti sotsializatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Features of the socialization of children with disabilities] // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference «Science and Society». — 2018. No. 9. — P. 22–26. (In Russ.)

3. Demkina E.V., Didukhova S. K. Deti s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia kak obiekt sotsialnoi raboty [Children with disabilities as an object of social work] // Proceedings of the XIII International Scientific Conference of Young Scientists and Postgraduates. — 2016. — P. 210–214. (In Russ.)

4. Illarionov S.V. Psikhologo-pedagogicheskaia rabota s semiami, vospityvaiushchimi detei s OVZ [Psychological and pedagogical work with families raising children with disabilities] // Collection of materials of the international scientific and practical conference, Orekhovo-Zuevo, June 09–10, 2016. — 2016. — P. 165–173. (In Russ.)

5. Kolbasin A. V. Animaloterapiia, kak etap razvitiia, sotsializatsii i realizatsii potentsiala detei s OVZ [Animal therapy as a stage of development, socialization and realization of the potential of children with disabilities] // Nauchnye issledovaniia v zoologicheskikh parkakh [Scientific Research in Zoological Parks]. — 2020. — No. 35. — P. 188–193. (In Russ.)

6. Kosova M.V. Zooterapiia kak sposob razvitiia dlia detei s OVZ [Zootherapy as a way of development for children with disabilities] // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates, Young Scientists and Their Mentors, Tver, April 26–27, 2022. — 2022. — P. 198–202. (In Russ.)

7. Kukava S.G. Opyt primeneniia innovatsionnykh metodov sotsialnoi raboty s detmi, imeiushchimi ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Experience in the application of innovative methods of social work with children with disabilities] // Collection of materials of the All-Russian scientific and practical conference of students, postgraduates and young scientists, Krasnoyarsk, May 19, 2017. — 2017. — P. 985–986. (In Russ.)

8. Makarova L.N. Animaloterapiia kak netraditsionnaia forma dvigatelnoi aktivnosti detei s OVZ v ramkakh adaptivnoi fizicheskoi kultury [Animal therapy as a non-traditional form of physical activity of children with disabilities within the framework of adaptive physical culture] // Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus [Gaudeamus Psychological and Pedagogical Journal]. — 2019. — Vol. 18. — No. 3 (41). — P. 56–61. (In Russ.)

9. Mokhovaia A.T. Sozdanie programmy s lechebno-obrazovatelnoi integratsiei detei s OVZ dlia sotsialnoi i lichnostnoi adaptatsii s ispolzovaniem ippoterapii [Creation of a program with medical and educational integration of children with disabilities for social and personal adaptation using hippotherapy] // Collection of articles of scientific reports following the results of the All-Russian Student Scientific Conference, Moscow, March 31, 2022. — 2022. — P. 380–386. (In Russ.)

10. Perelygina V.G. Animaloterapiia: opyt primeneniia otdelnykh vidov v sotsialnoi adaptatsii detei s ogranichennymi vozmozhnostiami zdorovia [Animal therapy: the experience of using certain species in the social adaptation of children with disabilities] // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference dedicated to the 30th anniversary of social work in Russia, Ulan-Ude, June 04, 2021. — 2021. — P. 207–210. (In Russ.)

11. Perelygina V.G. Vidy animaloterapii i opyt ikh primeneniia v sotsialnoi adaptatsii detei s OVZ [Types of animal therapy and the experience of their use in the social adaptation of children with disabilities] // Collection of materials of the XXV International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduates and Young Scientists, Syktyvkar, March 21–23, 2021. — 2021. — P. 53–56. (In Russ.)

12. Soboleva Iu.V. Sotsialno-psikhologicheskaia abilitatsiia detei s diagnozami autizm i DTsP s pomoshchiu adaptivnoi fizicheskoi kultury po metodu kanisterapii (opyt tsentra zooterapii «dver v leto») [Socio-psychological habilitation of children diagnosed with autism and cerebral palsy using adaptive physical culture according to the canistherapy method (experience of the zootherapy center «door to summer»)] // Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Omsk, February 22, 2017. — 2017. — P. 221–225. (In Russ.)

13. Taenkova A.A. Innovatsionnye vozmozhnosti prirodoterapii (zooterapii) v sotsializatsii detei s OVZ i invalidnostiu [Innovative possibilities of nature therapy (animal therapy) in the socialization of children with disabilities and disabilities] // Proceedings of the International Scientific and Practical Conference, Makhachkala, December 16, 2021. — 2021. — P. 34–40. (In Russ.)

14. Taurova D.A. Ippoterapiia kak effektivnyi metod reabilitatsii detei s OVZ [Hippotherapy as an effective method of rehabilitation of children with disabilities] // Collection of scientific articles of the 10th International Youth Scientific Conference, Kursk, April 21–22, 2022. — 2022. — P. 373–375. (In Russ.)

15. Ulanova T.A. Ippoterapiia kak vspomogatelnyi metod reabilitatsii detei s OVZ [Hippotherapy as an auxiliary method of rehabilitation of children with disabilities] // Proceedings of the VI All-Russian Student Scientific and Practical Conference with International Participation. In 2 parts, Novosibirsk, November 22–24, 2017. — 2017. — P. 258–259. (In Russ.)

16. Sharafieva A. E. Animaloterapiia v korrektsionnoi rabote s detmi OVZ [Animal therapy in correctional work with children with disabilities] // Gumanitarnye nauchnye issledovaniia [Humanitarian Scientific Research]. — 2019. — No. 6 (94). — P.9. (In Russ.)

17. Equestrian club «Allur» [electronic resource]. Available at: http://allur-club.ru. (In Russ.)

18. «Sunny Island» Health equestrian center [electronic resource]. Available at: http://sunny.spb.ru. (In Russ.)

19. Hippotherapy center «Good horse» [electronic resource]. Available at: http://good horse74.rf. (In Russ.)

20. Social rehabilitation center «Sail of Hope» [electronic resource]. Available at: https://помощдетям.рф. (In Russ.)

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество проблем, касающихся не только их физической составляющей, но и психоэмоциональной сферы. Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены частым перепадам настроения, отсутствию самоконтроля, а также они испытывают сложности в управлении своими эмоциями. Такие дети нуждаются в особом уходе со стороны родителей и разнообразной помощи со стороны специалистов, куда входит социально-реабилитационная работа. Важным и эффективным средством социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является зоотерапия. Так как мир животных очень разнообразен и привлекателен не только для детей с нормой, но и для детей с особенностями в развитии, лечение с участием животных, или зоотерапия, является одним из перспективных средств в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Зоотерапия позволяет расширить социальные контакты ребенка, обогатить его знания, умения, навыки в общении с животными. Кроме того, взаимодействие с животными гармонизирует эмоциональный фон ребенка, помогает снизить уровень тревожности и стресса.

Различные аспекты проблемы использования зоотерапии в социальной реабилитации детей с ОВЗ в последние годы поднимались в исследованиях таких ученых и практиков, как Бердышева И. А., Быбина Н. Г., Илларионов С. В., Колбасин А. В., Короткова Е. А., Косова М. В., Кукава С. Г., Лукина М. В., Макарова Л. Н., Матиозова А. Н., Моховая А. Т., Перелыгина В. Г., Слободчиков И. М., Соболева Ю. В., Сотская М. Н., Таенкова А. А., Таурова Д. А., Тютина Е. А., Уланова Т. А., Хадисова К. В., Шарафиева А. Э.

Цель статьи: определить особенности реализации метода зоотерапии в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ правовых документов, обобщение опыта, анкетирование.

Целью социальной работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация, реабилитация, сознание наиболее комфортных условий для жизни, реализации потребностей ребенка и прочее.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Прошкина Анастасия Алексеевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Зоотерапия в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: