Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество проблем, касающихся не только их физической составляющей, но и психоэмоциональной сферы. Дети с ограниченными возможностями здоровья подвержены частым перепадам настроения, отсутствию самоконтроля, а также они испытывают сложности в управлении своими эмоциями. Такие дети нуждаются в особом уходе со стороны родителей и разнообразной помощи со стороны специалистов, куда входит социально-реабилитационная работа. Важным и эффективным средством социально-реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является зоотерапия. Так как мир животных очень разнообразен и привлекателен не только для детей с нормой, но и для детей с особенностями в развитии, лечение с участием животных, или зоотерапия, является одним из перспективных средств в реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Зоотерапия позволяет расширить социальные контакты ребенка, обогатить его знания, умения, навыки в общении с животными. Кроме того, взаимодействие с животными гармонизирует эмоциональный фон ребенка, помогает снизить уровень тревожности и стресса.
Различные аспекты проблемы использования зоотерапии в социальной реабилитации детей с ОВЗ в последние годы поднимались в исследованиях таких ученых и практиков, как Бердышева И. А., Быбина Н. Г., Илларионов С. В., Колбасин А. В., Короткова Е. А., Косова М. В., Кукава С. Г., Лукина М. В., Макарова Л. Н., Матиозова А. Н., Моховая А. Т., Перелыгина В. Г., Слободчиков И. М., Соболева Ю. В., Сотская М. Н., Таенкова А. А., Таурова Д. А., Тютина Е. А., Уланова Т. А., Хадисова К. В., Шарафиева А. Э.
Цель статьи: определить особенности реализации метода зоотерапии в социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ правовых документов, обобщение опыта, анкетирование.
Целью социальной работы с детьми с ОВЗ является их социальная адаптация, реабилитация, сознание наиболее комфортных условий для жизни, реализации потребностей ребенка и прочее.