Актуальность данного исследования связана со значительным ростом данной патологии в России и в мире, а также с необходимостью интеграции в раннем возрасте детей с РАС в образовательную среду.
В России на данном этапе в социальной практике и семье затруднена диагностика РАС в дошкольном возрасте. Это связано с малой информированностью родителей и специалистов о симптомах РАС и возможностей коррекции. Также недостаточно проработана система специализированной помощи в области предоставления структурированных программ развития детей с РАС в дошкольном возрасте с учетом индивидуальных особенностей ребенка и глубины дефекта. Как только родители узнают об аутизме у своего ребенка, они испытывают ряд бурных эмоций и переживают сложный период смущения и отрицания. Оправляясь от эмоционального удара, родители также одновременно должны оценивать и определять план действий, общаться с членами семьи, педагогами, планировать будущее. Психиатр, установивший такой диагноз, не может просто исправить аутизм или выдать какой-либо стандартный план для его лечения, поскольку такого плана не существует.
Цель социальной реабилитации ребенка с РАС заключается в том, чтобы добиться наивысшего возможного уровня его функционирования. Для некоторых детей это означает, что они всегда будут испытывать потребность в значительной помощи. Для других это может означать, что они будут обучаться в обычном классе общеобразовательной школы, иметь свои увлечения и друзей. Как только принимается решение о начале лечения ребенка, необходимо определиться с выбором терапевтических методов. Назовем лишь некоторые из них: поведенческая терапия (АВА), холдинг-терапия, речевая терапия, случайное обучение, биомедицинское вмешательство, Floortime и т. д. Перечень методов коррекции аутизма постоянно обновляется. Во время осуществления выбора самое главное — определить потребности ребенка.
Вначале определяются потребности ребенка, а затем выбирается тот метод лечения, который соответствует этим потребностям. Важно выбрать такой метод лечения, эффективность которого подтверждена эмпирическими данными и который предназначен для работы именно с аутичными детьми. Вид коррекции, который отлично срабатывает с детьми, имеющими речевые расстройства, не всегда будет эффективен при работе с аутичным ребенком.