По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.048.6–056.24 DOI:10.33920/pol-01-2310-04

Особенности социальной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра

Испулова Светлана Николаевна канд. пед. наук, доцент, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Прошкина Анастасия Алексеевна студент доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: proshkina.nastysha09@mail.ru, ORCID 0009-0005-4126-3944
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет имени Г.И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х

Расстройство аутистического спектра (РАС) — сложное нарушение развития, основными признаками которого являются качественные нарушения социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, а также ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения, интересов и видов деятельности. Перечисленные особенности развития указывают на то, что ребенок нуждается в организации психосоциального сопровождения, включающего создание специальных условий, форм и методов коррекционного воспитания и обучения ребенка, предоставление необходимой помощи его семье. Проблема детей с РАС в России усугубляется тем, что реабилитация и педагогическое сопровождение таких детей недоступно в должной мере. Недостаточное количество специализированных учреждений, нехватка специалистов, неэффективная реализация инклюзии — всё это снижает шансы таких детей на получение эффективной, доступной реабилитации и качественного образования. В такой реабилитации нужна постоянная система, особый подход, применяющийся во всех сферах данной реабилитации: социальной, физической, психологической и т. д. В реабилитации детей с РАС эффективными считаются такие программы, которые включают в себя комплекс мер, направленных на поведенческую коррекцию, на предотвращение нежелательного поведения ребенка; методики, развивающие вербальные навыки коммуникации, обучающие социальному взаимодействию; методики, позволяющие также развить физические способности, особенно координацию и пространственную ориентацию.

Литература:

1. Беткер Л. М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройством аутистического спектра: учебно-методическое пособие для учителей и специалистов образовательных организаций. — Ханты-Мансийск: РИО ИРО, 2013; 82 с.

2. Волкмар Ф. Р. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: в 3 кн. Кн. 1: пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной, И. Дергачевой и др. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014; 224 с.

3. Волкмар Ф. Р. Аутизм: практическое руководство для родителей, членов семьи и учителей: в 3 кн. Кн. 2: пер. с англ. Б. Зуева, А. Чечиной. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014; 288 с.

4. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра: учебное пособие для студентов. — М.: Практика, 2018; 280 с.

5. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / Авт.-сост. Л. В. Годовникова, И. В. Возняк. — Волгоград: Учитель, 2011; 87 с.

6. Довбня С., Морозова Т., Залогина А., Монова И. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью. — СПб.: Сеанс, 2018; 202 с.

7. Ихсанова С. В. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками. — СПб.: Детствопресс, 2019; 208 с.

8. Как проявляются симптомы расстройств аутистического спектра (РАС) у детей раннего возраста: пособие для родителей, семьи и друзей. — М.: Фонд «Выход», 2014; 36 с.

9. Козорез А. И. Как подготовить одноклассников к появлению ученика с РАС // Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие. — М: АНО Ресурсный класс, 2015: 246–259.

10. Козорез А. И. Ресурсный класс. Опыт организации обучения и внеурочной деятельности детей с аутизмом в общеобразовательной школе: практическое пособие. — М: АНО Ресурсный класс, 2015; 360 с.

11. Лич Д. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: Оперант, 2015; 176 с.

12. Садко И. А. Опыт организации и реализации инклюзивной практики для детей с расстройствами аутистического спектра в образовательное пространство ДОУ // Образование и воспитание. 2017; 1.1 (11.1): 24–31.

13. Семаго Н. Я. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС // Аутизм и нарушения развития. 2017; 1: 4–14.

1. Betker L.M. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie detei s rasstroistvom autisticheskogo spektra [Psychological and pedagogical support for children with autism spectrum disorder]: a teaching aid for teachers and specialists of educational organizations. — Khanty-Mansiisk: RIO IRO, 2013. — 82 p. (In Russ.)

2. Volkmar F.R. Autizm: prakticheskoe rukovodstvo dlia roditelei, chlenov semii i uchitelei [Autism: a practical guide for parents, family members and teachers]: in 3 books. Book 1: translated from English by B. Zuev, A. Chechina, I. Dergacheva et al. — Ekaterinburg: Rama Publishing, 2014. — 224 p. (In Russ.)

3. Volkmar F.R. Autizm: prakticheskoe rukovodstvo dlia roditelei, chlenov semii i uchitelei [Autism: a practical guide for parents, family members and teachers]: in 3 books. Book 2: translated from English by B. Zuev, A. Chechina. — Yekaterinburg: Rama Publishing, 2014. — 288 p. (In Russ.)

4. Grigorenko E.L. Rasstroistva autisticheskogo spektra [Autism spectrum disorders]: a textbook for students. — M.: Practice, 2018. — 280 p. (In Russ.)

5. Integratsiia detei s ogranichennymi vozmozhnostiami v obrazovatelnyi protsess. Nachalnaia shkola [Integration of children with disabilities in the educational process. Primary school] / Auth.-comp. L.V. Godovnikova, I.V. Vozniak. Volgograd: Uchitel, 2011. 87 p. (In Russ.)

6. Dovbnia S., Morozova T., Zalogina A., Monova I. Deti s rasstroistvami autisticheskogo spektra v detskom sadu i shkole: praktiki s dokazannoi effektivnostiu [Children with autism spectrum disorders in kindergarten and school: practices with proven effectiveness]. St. Petersburg: Session, 2018. 202 p. (In Russ.)

7. Ikhsanova S.V. Sistema diagnostiko-korrektsionnoi raboty s autichnymi doshkolnikami [The system of diagnostic and correctional work with autistic preschoolers]. — St. Petersburg: LLC Publishing house «Childhood-press», 2019. — 208 p. (In Russ.)

8. Kak proiavliaiutsia simptomy rasstroistv autisticheskogo spektra (RAS) u detei rannego vozrasta: posobie dlia roditelei, semii i druzei [How symptoms of autism spectrum disorder (ASD) manifest in young children: a guide for parents, family and friends]. M.: Exit Foundation, 2014. — 36 p. (In Russ.)

9. Kozorez A.I. Kak podgotovit odnoklassnikov k poiavleniiu uchenika s RAS [How to prepare classmates for the appearance of a student with ASD] // Resource class. Experience in organizing training and extracurricular activities for children with autism in a secondary school: a practical guide. — M: ANO Resource class, 2015. — Ch. 12. — P. 246–259. (In Russ.)

10. Kozorez A.I. Resursnyi klass. Opyt organizatsii obucheniia i vneurochnoi deiatelnosti detei s autizmom v obshcheobrazovatelnoi shkole: prakticheskoe posobie [Resource class. Experience in organizing training and extracurricular activities for children with autism in a secondary school: a practical guide]. — M: ANO Resource class, 2015. — 360 p. (In Russ.)

11. Lich D. Prikladnoi analiz povedeniia. Metodiki inkliuzii uchashchikhsia s RAS [Applied behavior analysis. Methods of inclusion of students with ASD]. — M.: Operant, 2015–176 p. (In Russ.)

12. Sadko I.A. Opyt organizatsii i realizatsii inkliuzivnoi praktiki dlia detei s rasstroistvami autisticheskogo spektra v obrazovatel'noe prostranstvo DOU [Experience in organizing and implementing inclusive practice for children with autism spectrum disorders in the educational space of preschool educational institutions] // Obrazovanie i vospitanie [Education and Upbringing]. — 2017. — No. 1.1 (11.1). — P. 24–31. (In Russ.)

13. Semago N.Ia. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie rebenka s RAS [Psychological and pedagogical support of a child with ASD] // Autizm i narusheniia razvitiia [Autism and Developmental Disorders]. — 2017. — No. 1. — P. 4–14. (In Russ.)

Актуальность данного исследования связана со значительным ростом данной патологии в России и в мире, а также с необходимостью интеграции в раннем возрасте детей с РАС в образовательную среду.

В России на данном этапе в социальной практике и семье затруднена диагностика РАС в дошкольном возрасте. Это связано с малой информированностью родителей и специалистов о симптомах РАС и возможностей коррекции. Также недостаточно проработана система специализированной помощи в области предоставления структурированных программ развития детей с РАС в дошкольном возрасте с учетом индивидуальных особенностей ребенка и глубины дефекта. Как только родители узнают об аутизме у своего ребенка, они испытывают ряд бурных эмоций и переживают сложный период смущения и отрицания. Оправляясь от эмоционального удара, родители также одновременно должны оценивать и определять план действий, общаться с членами семьи, педагогами, планировать будущее. Психиатр, установивший такой диагноз, не может просто исправить аутизм или выдать какой-либо стандартный план для его лечения, поскольку такого плана не существует.

Цель социальной реабилитации ребенка с РАС заключается в том, чтобы добиться наивысшего возможного уровня его функционирования. Для некоторых детей это означает, что они всегда будут испытывать потребность в значительной помощи. Для других это может означать, что они будут обучаться в обычном классе общеобразовательной школы, иметь свои увлечения и друзей. Как только принимается решение о начале лечения ребенка, необходимо определиться с выбором терапевтических методов. Назовем лишь некоторые из них: поведенческая терапия (АВА), холдинг-терапия, речевая терапия, случайное обучение, биомедицинское вмешательство, Floortime и т. д. Перечень методов коррекции аутизма постоянно обновляется. Во время осуществления выбора самое главное — определить потребности ребенка.

Вначале определяются потребности ребенка, а затем выбирается тот метод лечения, который соответствует этим потребностям. Важно выбрать такой метод лечения, эффективность которого подтверждена эмпирическими данными и который предназначен для работы именно с аутичными детьми. Вид коррекции, который отлично срабатывает с детьми, имеющими речевые расстройства, не всегда будет эффективен при работе с аутичным ребенком.

Для Цитирования:
Испулова Светлана Николаевна, Прошкина Анастасия Алексеевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Особенности социальной реабилитации детей с расстройством аутистического спектра. Социальная политика и социальное партнерство. 2023;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: