По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316.356.2:528.721.212.3 DOI:10.33920/pol-01-2406-08

Использование графических методик в диагностике внутрисемейных отношений

Прошкина Анастасия Алексеевна студент доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: proshkina.nastysha09@mail.ru, ORCID 0009-0005-4126-3944
Испулова Светлана Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: sispulova@mail.ru, ORCID 0000-0002-9997-7174
Садовина Дарья Евгеньевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: dashasadovina09@gmail.com, ORCID 0009-0006-0522-040Х
Макаренко Евгения Анатольевна студент кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова», 455000, г. Магнитогорск, пр. Ленина, 26, e-mail: evgeniya.makarenko.01@mail.ru, ORCID 0009-0000-8151-7076

Актуальность исследования особенностей внутрисемейных отношений определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношений привязанности оказывают влияние, как на протяжении всего периода детства, так и в дальнейшей жизни, являются своеобразным эталоном построения его отношений с другими людьми. Авторы представляют обзор графических методик, с помощью которых можно диагностировать особенности внутрисемейных отношений.

Литература:

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: учебник для студентов вузов. — Москва: Академический Проект, 2001.

2. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. — Москва: Владос-пресс, 2003.

3. Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — Москва: Апрель Пресс: Эксмо-Пресс, 2001.

4. Дилео Дж. Детский рисунок. Диагностика и интерпретация. — Москва, 2022.

5. Земская М. Семья и личность: пер. — Москва: Прогресс, 1986.

6. Лосева В. К. Рисуем семью: диагностика семейных отношений. — Москва: А. П. О., 1995.

7. Нартова-Бочавер С. Психология личности и межличностных отношений. — Москва: Эксмо-Пресс, 2001.

8. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. — Москва: Владос, 2000.

9. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. — Москва: Владос, 2000.

10. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов. В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — Москва: Владос, 2000.

11. Обозов Н. Н. Мир нашего «Я» в рисунке и почерке. — Санкт-Петербург, 1999.

12. Овчарова Р. В. Практическая психология. — Москва: Сфера, 1996.

13. Полуянов Ю. А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам. — Москва; Рига, 2000.

14. Потемкина О. Ф. Психологический анализ рисунка и текста / О. Ф. Потемкина, Е. В. Потемкина. — Санкт-Петербург, 2006.

15. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. — Москва; Воронеж, 2000.

16. Психология младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. 1990.

17. Психология личности: словарь-справочник / под ред. П. П. Горностая, Т. М. Титаренко. — Киев: Рута, 2001.

18. Психология цвета / под ред. С. Л. Удовик. — Москва, 1996.

19. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: учебное пособие. — Москва: Владос, 1996.

20. Романов Е. С. Графические методы в психологической диагностике / Е. С. Романов, О. Ф. Потемкина. — Москва, 1992.

21. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. — Москва: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000.

22. Тейлор К. Тест «Рисунок семьи». Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей. — Москва, 2005.

23. Шоттенлоэр Г. Рисунок и образ в терапии. — Санкт-Петербург, 2001.

1. Abramova G. S. Vozrastnaya psihologiya: Uchebnik dlya studentov vuzov. M.: Akademicheskij Proekt, 2001.

2. Venger A. L. Psihologicheskie risunochnye testy. M.: VLADOS-PRESS, 2003.

3. Dileo D. Detskij risunok: diagnostika i interpretaciya. M.: Aprel' Press, EKSMO-Press, 2001.

4. Dileo Dzh. Detskij risunok. Diagnostika i interpretaciya. M., 2022.

5. Zemskaya M. Sem'ya i lichnost': Per. M.: Iz-vo «Progress», 1986.

6. Loseva V. K. Risuem sem'yu: Diagnostika semejnyh otnoshenij. M.: A. P. O., 1995.

7. Nartova-Bochaver S. Psihologiya lichnosti i mezhlichnostnyh otnoshenij. M.: Iz-vo EKSMO-Press, 2001.

8. Nemov R. S. Psihologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij: V 3 kn. M.:Gumanit. Izd. Centr VLADOS, 2000. Kn. 1: Obshchie osnovy psihologii.

9. Nemov R. S. Psihologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij: V 3 kn. M.:Gumanit. Izd. Centr VLADOS, 2000. Kn. 2: Psihologiya obrazovaniya.

10. Nemov R. S. Psihologiya: Ucheb. dlya stud. vyssh. ped. uchebn. zavedenij: V 3 kn. M.:Gumanit. Izd. Centr VLADOS, 2000. Kn. 3: Psihodiagnostika. Vvedenie v nauchnoe psihologicheskoe issledovanie s elementami matematicheskoj statistiki.

11. Obozov N. N. Mir nashego «YA» v risunke i pocherke. SPb, 1999.

12. Ovcharova R. V. Prakticheskaya psihologiya. M.:T. C. «Sfera», 1996.

13. Poluyanov YU.A. Diagnostika obshchego i hudozhestvennogo razvitiya detej po ih risunkam. M.; Riga, 2000.

14. Potemkina O. F., Potemkina E. V. Psihologicheskij analiz risunka i teksta. SPb., 2006.

15. Prihozhan A. M. Trevozhnost' u detej i podrostkov: Psihologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika. MoskvaVoronezh, 2000.

16. Psihologiya mladshih shkol'nikov / Pod red. V. V. Davydova. 1990.

17. Psihologiya lichnosti: Slovar'-spravochnik / Pod redakciej P. P. Gornostaya, T. M. Titarenko. K.: Ruta, 2001.

18. Psihologiya cveta / pod red. S. L. Udovik. M., 1996.

19. Rogov E. I. Nastol'naya kniga prakticheskogo psihologa v obrazovanii: Uchebnoe posobie. M.: VLADOS, 1996.

20. Romanov E. S., Potemkina O. F. Graficheskie metody v psihologicheskoj diagnostike. M., 1992.

21. Spivakovskaya A. Psihoterapiya: igra, detstvo, sem'ya. M.:OOO Aprel' Press, ZAO Izd-vo EKSMO-Press, 2000.

22. Tejlor K. Test «Risunok sem'i». Psihologicheskie testy i uprazhneniya dlya detej. Kniga dlya roditelej i vospitatelej. M., 2005.

23. SHottenloer G. Risunok i obraz v terapii. S-Pb., 2001.

Особая роль в развитии ребенка и его эмоциональной и личностной сферы, традиционно отводится фактору взаимодействия родителей и ребенка, как на ранних, так и на более поздних этапах развития. В процессе постоянного контакта с ребенком, родители помогают регулировать и упорядочивать его аффективные взаимоотношения с окружающим миром, осваивать разнообразные психотехнические приемы аффективной организации его поведения, стабилизации аффективных процессов. Нарушения внутрисемейных отношений может приводить к различным нарушениям психического развития.

Наиболее чувствительными к воздействию семейного неблагополучия оказываются стержневые образования личности ребенка: его представления о себе, самоотношение, самооценка, образ себя. Поскольку полнота удовлетворения потребностей ребенка зависит от родителей, то его представления о себе и образ себя в значительной мере связаны с отношением родителей к ребенку, их восприятием и пониманием ребенка, с характером родительских установок и качества привязанности как родителей к ребенку, так и ребенка к родителям.

Ребёнок вырастет, а сформированные у него качества личности, духовно-нравственные ценности, нормы морали останутся. Именно ими будет руководствоваться взрослый человек, проходя свой жизненный путь, делая порой нелегкий выбор. Впечатления, полученные в детстве, подчас определяют дальнейшую работу человека, его жизненный уклад. Ведь семья передает и культурные традиции, и опыт предшественников, который складывался на протяжении многих лет, и закладывает ребенку модель поведения на всю его дальнейшую жизнь. Человек может давно забыть какие‑то свои детские переживания, но они, оставшись в области подсознания, могут напомнить о себе.

Исследованием детско-родительских отношений в отечественной психологии занимались ученые: Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, М.А. Костенко, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Г. Лунякова, В.С. Мухина, Г.Т. Хоментаускас, Д.Б. Эльконин и многие другие.

Для полноценного развития личности ребенка в семье должны складываться благоприятные условия, которые напрямую зависят от сложившихся в семье детско-родительских отношений. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности. С другой, родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. В этом конфликте заключается одно из самых сильных противоречий семейных отношений. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит какими вырастут дети. Глубокие контакты с родителями создают у детей устойчивое жизненное состояние, ощущение уверенности и надежности. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.

Для Цитирования:
Прошкина Анастасия Алексеевна, Испулова Светлана Николаевна, Садовина Дарья Евгеньевна, Макаренко Евгения Анатольевна, Использование графических методик в диагностике внутрисемейных отношений. Социальная политика и социальное партнерство. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: